ISSN 2409-7616

Быкасова Л.В., Самойлова А.Н.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.10

Быкасова Л.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — moeve-25-moeve@yandex.ru; Самойлова А.Н.2 (Таганрог, Россия) — s_a_n_l@mail.ru

1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

2Южный Федеральный университет

Аннотация. C позиции эпистемологического и функционального подходов в статье предпринята попытка рефлексии дистанционного образования сквозь призму антропологии, чья эволюция, формирование и развитие осуществлялись в процессе исторического, социального, культурного становления субъекта и общества. Рассмотрение многомерности феномена дистанционного образования способствует выявлению его концептуальных идей, методологического каркаса, методического наполнения; определению семантической и коннотационной нагрузки, отражающих культурные традиции общества, специфичность отдельных наук, акцентуацию субъекта в поле дистанционного образования, универсальность его статуса; выявлению линий демаркации по определению  геометрии  и эффектов дистанционного образования, возможность его развития под влиянием научной мысли, что позволяет сделать заключение о наличии у дистанционного образования антропологического фундамента. Авторы проводят типологический анализ концептов, вводимых в канву научного исследования, что констатирует антропологическое измерение дистанционного образования, описывает возрастающий уровень когнитивной сложности образовательных практик, масштабирует информационный след субъекта современного образования, его пассионарность. Интерес к субъекту современного образования – homo informaticus – объясняется необходимостью гармонизации структуры личности молодого человека в XXI веке, стремящегося успешно преодолевать социальную турбулентность, выбирать в широкой образовательной палитре оптимальную траекторию, позволяющую раскрывать новые горизонты познания, постигать мыслеформы, изучать новые языки и подходы для постижения мира. Внимание научного сообщества к развитию дистанционного образования через призму антропологии объясняется его миссией, ролью в модернизации инфраструктуры общества, в повышении надежности и эффективности экосистемы, в манифестации новых стандартов современного образовательного дизайна. 

Ключевые слова: дистанционное образование, антропология, познание, культура, мыслительная способность, коммуникация.

Список источников:

  1. Агапов О. Д. Антропологическая практика как невозможная возможность // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 4–8. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-1-4-8
  2. Быкасова Л.В., Самойлова А.Н. Сетевое взаимодействие: per sspera // Вестник ПГГПУ. Психологические и педагогические науки. 2021. № 1. С. 114-122. DOI: 10.24412/2308-717X-2021-2-114-122
  3. Варжавин А.А. Понятийно-терминологическое поле проблемы формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 78-87. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.07
  4. Волков А.В., Волкова С.В. Homo educationandus в зеркале философской антропологии // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). C. 22-30.  DOI: 10.32744 / pse.2020.6.2
  5. Выготский Л. С.  Психология развития. — Москва: Юрайт, 2023. — 281 с. ISBN 978-5-534-07290-7.
  6. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2022. — 296 с. ISBN 5-7084-0230-Х
  7. Гурьянов Н.Ю., Гурьянова А.В. Цифровая глобализация в контексте развития цифровой экономики и цифровых технологий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020. № 3. С. 63-69. DOI: 10.18384/2310-7227-2020-3-63-69
  8. Дедюхин Д.Д., Баландин А.А., Попова Е.И. Дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. №5. С. 1-11. URL: https://www.elibrary.ru/qyfnls
  9. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».   [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/  (Дата обращения: 20.11.2023).
  10. Иванов А.В. Концептуальные идеи нового воспитания в условиях информационной образовательной парадигмы // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.188-198. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.18
  11. Иванов А.В. Методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания на разных возрастных этапах развития // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 4. С. 34-41.  DOI: 10.20339/AM.04-21.034
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Смысл, 2021. — 352 с. ISBN: 978-5-458-03987-1
  13. Природова О.Ф., Данилова А.А., Моргун А.Н. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 9-30. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-9-30
  14. Руль Д.В. Эволюция образовательной системы в России XIX века. Реформы и их последствия // StudNet. 2020. № 5. С. 58-66. URL: https://www.elibrary.ru/gwdhis
  15. Философский словарь. — М.: Республика, 2003. — 28 c. ISBN 985-428-636-3.
  16.  Croitoru I., Munteanu H. The Moralreligious Education – A Support of    Selfconscience Training // Procedia – Social and Behavioral Sciences.2019. Vol. 116. P. 2155-2163. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.536
  17. Gibson D., Broadley T., Downie J., Evolving learning paradigms: re-setting baselines and collection methods of information and communication technology in education statistics // Educational Technology & Society. 2018. Vol. 21 (2). P. 62–73.
  18. Kononova O.A., Podbereznyi V.V., Samojlova A.N. Establishment Of The Subject In The Digital Education: Cognitive Practices Synthesis. In R. Valeeva (Ed.), Teacher Education- IFTE 2019, vol 78. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher. Pp. 140-149. DOI: 10.15405/epsbs.2020.01.19
  19. Kulik A.A., Lazareva P.V., Ippolitova N.V. Competency-based approach and competencies in higher education: a theoretical review // Educational Psychology Practices in Europe and the Middle East. 2020. Vol. 8(2). P. 645-651. DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE2.645

Библиографическая ссылка: Быкасова Л.В., Самойлова А.Н. Антропологическое измерение дистанционного образования // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 117-128. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.10