ISSN 2409-7616

Кривко Я.П., Ефанина Ю.В.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В.Ф. ШАТАЛОВА

УДК 373.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.09

Кривко Я.П.1 (Луганск, Россия) — yakrivko@yandex.ru; Ефанина Ю.В.1 (Луганск, Россия) — julia_vik96@mail.ru

1Луганский государственный педагогический университет

Аннотация. Опыт педагогов-практиков убеждает в том, что готового рецепта успеха, единой модели воспитания творческой личности не существует, а творчество учащегося — это результат творчества учителя. Воспитать творческую личность может только творческая личность. Однако далеко не каждый педагог может работать творчески. Изучить и использовать передовой педагогический опыт и на основе его опробовать ведущие к успеху условия и формы учебной работы под силу большинству учителей. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов создал свою успешную, логически обоснованную и последовательную методическую систему интенсивного обучения. В статье рассмотрены пути взаимодействия школы и семьи, предложенные В.Ф. Шаталовым в работе по его методической системе. Отмечен значительный вклад В.Ф. Шаталова в развитие педагогической науки, уникальный новаторский взгляд на построение учебного процесса в школе. Рассмотрены возможности и особенности реализации взаимодействия школы и семьи посредством посещения родителями экспериментальных классов; включения родителей в учебно-воспитательный процесс; контроля учебных достижений учащихся, осуществляемого в присутствии родителей. Отмечается высокая эффективность и актуальность методической системы не только при изучении математики, но и других школьных предметов. Однако методика В.Ф. Шаталова имеет как своих последователей, так и своих критиков. Поэтому существует и негативное мнение о ней, основанное на том, что эта методическая система так и не была внедрена повсеместно хоть и имела на это экономическую выгоду. В статье выделены положительные и негативные стороны методической системы В.Ф. Шаталова.

Ключевые слова: взаимодействие школы и семьи, методическая система В.Ф. Шаталова, система интенсивного обучения, работа с родителями, экспериментальные классы.

Список источников:

  1. Смирнов А.В., Сафина Р.Н., Валиахметова И.В.  [и др.] Актуальность использования системы обучения В.Ф. Шаталова в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.  2010. Т. 12, № 5-3. С. 648-652. URL: https://www.elibrary.ru/ndyjtv
  2. Богуславский М.В. XX век российского образования. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 336 c.
  3. Ефанина Ю.В. Анализ содержания публикаций журнала «Семья и школа» по вопросам работы с родителями школьников в 60-70-е гг. ХХ в. // Эвристическое обучение математике: V Международная научно-методическая конференция,  — Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. — С. 277-280. URL: https://www.elibrary.ru/aunhqq
  4. Мелехова Е.А. Сидорова И.В. Применение методики В.Ф. Шаталова на уроках истории с использованием интерактивных методов обучения // Наука и Образование. 2022. Т. 5, № 4. URL:  https://www.elibrary.ru/zdntxw
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 17.02.2023) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/  (Дата обращения: 20.11.2023).
  6. Методика В.Ф. Шаталова // Педагогический вестник. 1993. № 6.  С. 10.
  7. Репин Д.В., Репина Н.В. Применение логических опорных схем в качестве средства повышения уровня экологических знаний студентов // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, № 4(29). С. 288-291. DOI: 10.24411/2309-4370-2019-11116
  8. Сайфуллин Ф.А. Педагогический опыт В.Ф. Шаталова // Проблемы востоковедения. 2008. № 2(42). С. 73-83. URL: https://www.elibrary.ru/ttjrwd
  9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023). [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102038925  (Дата обращения: 24.11.2023).
  10. Соловейчик С.Л. Любимый трудный предмет // Семья и школа. 1973. №1. С. 17.
  11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025). [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Дата обращения: 20.11.2023).
  12. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.06.2023). [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/000120230613004  (Дата обращения: 20.11.2023).
  13. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. — 384 с.
  14. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка. — М., 1980. — 95 с.
  15. Шаталов В.Ф. Точка опоры. —  М.: Педагогика, 1987. — 163 с.
  16. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Профессионально-техническое образование. 1987. № 7. С. 7-10.
  17. Швалева М.С. Опорные конспекты сегодня: «скрипты» в методике преподавания гуманитарных дисциплин в школе // Гуманитарное пространство. 2020. Т. 9, № 3. С. 257-264. URL: https://www.elibrary.ru/vxgrxg
  18. Шедина С.В., Бобрышева С.А. Авторская система В.Ф. Шаталова и идеи её применения в информационно-коммуникативных технологиях // Эпоха науки. 2023. № 33.  С. 425-429. URL: https://www.elibrary.ru/jcufcr
  19. Шитова А.А. Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2014. № 8. С. 223-226. URL: https://www.elibrary.ru/tlalrl
  20. Эрдниев П.М.Укрепление дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. — М.: Просвещение, 1986. — 254 с.
  21. Дьяченко Н.В. Современный опыт использования методики В.Ф. Шаталова // Школьные технологии. 2022. № 2. С. 30-34. DOI: 10.52422/22202641_2022_2_30
  22. Помелов В.Б. Движение педагогов-новаторов 1980-х годов: к 30-летию педагогики сотрудничества // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 4 (32). С. 74-89. URL: https://elibrary.ru/xvsvpv
  23. Ретюнских И.В. Педагогическая система В.Ф. Шаталова как яркое достижение средового подхода к образованию и педагогике // Гуманитарный вестник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения. 2018. № 2 (10). С. 103-114. URL: https://elibrary.ru/uamdnu

Библиографическая ссылка: Кривко Я.П., Ефанина Ю.В. Взаимодействие школы и семьи в методической системе В.Ф. Шаталова // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 106-116. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.09