ISSN 2409-7616

Алексахин А.Н., Захаров А.В., Шатравкина А.В., Алексахина С.А., Шошин М.А.

ПРОГРАММА «СТАРТАП КАК ДИПЛОМ»: ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

УДК 378.1                                                                                         

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.05

Алексахин А.Н.1 (Москва, Россия) — aleksahinalex555@gmail.com; Захаров А.В.1 (Москва, Россия) — vvzakharov@synergy.ru; Шатравкина А.В.1 (Москва, Россия) — avshatravkina@gmail.com; Алексахина С.А.1 (Москва, Россия) — svetlanaaleksahina02@gmail.com; Шошин М.А.1 (Москва, Россия) — gungunka@mail.ru

1Университет «Синергия»

Аннотация. В современных условиях востребованными являются специалисты, способные мгновенно адаптироваться в быстро меняющейся среде. В формировании подобных навыков обучающихся значительную роль играет вуз, выступающий важнейшим узлом коммуникаций и проектной работы, результатом которой становится воплощений идей студентов в виде итогового аттестационного испытания – стартапа. Цель написания статьи заключается в оценке достигнутых результатов внедрения в образовательный процесс программы «Стартап как диплом» и разработке предложений по популяризации проектной деятельности обучающихся в высшей школе. Для достижения поставленной цели в исследовании решены следующие задачи: проведена оценка результатов реализации программы «Стартап как диплом», результаты которой подтверждены числовыми данными и визуализированы в виде графического материала; выявлены основные проблемы, препятствующие популяризации программы «Стартап как диплом» в других российских вузах; сформулированы основные предложения по решению выявленных проблем. Информационно-эмпирическую базу исследований составили аналитические материалы Минобрнауки (ТОП-1000 университетских стартапов); научные разработки различных авторов, а также собственные аргументированные выводы авторов статьи. Основные результаты научной публикации заключаются в формировании обоснованных выводов по результатам количественной и качественной аналитической оценке достигнутых результатов внедрения в образовательную деятельность вузов программы «Стартап как диплом». Авторы, на основании количественных данных, пришли к выводу о популяризации данной программы среди российских вузов, выявили приоритетные направления студенческих стартапов; определили регионы и вузы – лидеры по количеству перспективных стартапов. Итоги данного исследования позволили авторам выдвинуть основные предложения по решению выявленных ранее проблем.

Ключевые слова: стартап, выпускная квалификационная работа, проект, образовательный процесс, вуз.

Список источников:

  1. Алексахин А.Н. Проектная деятельность: учебно-методическое пособие / А. Н. Алексахин, С.А. Алексахина, Е.И. Алехин [и др.]. — Москва: Спутник, 2023. — 40 с.
  2. Андросова, И.В. Стратегия управления знаниями и ее влияние на стоимость компании // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 4(55). С. 8-11. URL: https://www.elibrary.ru/suiyhr
  3. Анисимов А.Ю. Научно-практические аспекты цифровой трансформации экономики / А.Ю. Анисимов, А. Е. Трубин, А.Н. Алексахин [и др.]; под общей редакцией А.Н. Алексахина, А.Ю. Анисимова, А.Е. Трубина. — Москва:  Русайнс, 2023. — 214 с. URL: https://www.elibrary.ru/gdjvcq
  4. Баженов Р.И. Технология подготовки выпускной квалификационной работы в виде «стартап как диплом»: первый опыт // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. № 5. С. 33-36. DOI: 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  5. Гончарова Л.Г., Зубанова А.Е., Новиков С.В. [и др.] Диджитализация процессов модернизации системы высшего образования как фактор подготовки кадров для цифровой экономики // Информационные системы и технологии. 2021. № 1(123). С. 34-42. URL: https://www.elibrary.ru/oegtia
  6. Гусева М.С., Гусева М.С., Репина Е.Г. Программа «Стартап как диплом» в университетах социально-экономического профиля: условия и специфика реализации // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2022. № 3(47). С. 27-38. DOI: 10.36684/chesu-2022-47-3-27-38
  7. Довгаль И. Стартап как диплом // Ректор ВУЗа. 2021. № 3. С. 1. URL: https://www.elibrary.ru/soieuv
  8. Есенкова Г.А. Повышение эффективности формирования образовательной компоненты человеческого капитала в условиях цифровой трансформации общества и становления экономики знаний / Г. А. Есенкова, А. В. Евченко, Т.П. Алдохина // Актуальные вопросы развития современного общества: Сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции. — Курск: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2020. — С. 173-178. URL: https://www.elibrary.ru/eamkgk
  9. Каталевский Д.Ю. Имитационные игры в бизнес-образовании: опыт применения деловой игры «Стартап: пределы роста» // Искусственные общества. 2022. Т. 17, № 3. DOI: 10.18254/S207751800021241-4
  10. Куда идти стартапам в регионах. [Электронный ресурс]. — URL: https://rb.ru/regions  (Дата обращения: 05.12.2023).
  11. Рейтинг 2023 — TOP 1000 университетских стартапов. [Электронный ресурс]. — URL: https://top1000.univertechpred.ru/?universities=275  (Дата обращения: 05.12.2023).
  12. Смирнов Д.Ю. Студенческий стартап как способ трансформации вуза в «предпринимательский» университет // Актуальные вопросы образования. 2023. № 2. С. 131-135. URL: https://www.elibrary.ru/oqxgop
  13. Согачева О.В.. Симоненко Е.С. Алгоритм оценки эффективности функционирования малого инновационного предприятия на базе высшего учебного заведения // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 3(33). С. 135-140. URL: https://www.elibrary.ru/sfliqb
  14. Ткаченко А.О. Стартап как диплом: возможности реализации в экономическом направлении // Актуальные вопросы образования. 2023. № 3. С. 221-225. URL: https://www.elibrary.ru/ebjvsc
  15. Чарикова И.Н. Студенческий стартап в контексте реализации развития образовательной проектности // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 1(33). С. 61-66. URL: https://www.elibrary.ru/ikuotv

Библиографическая ссылка: Алексахин А.Н., Захаров А.В., Шатравкина А.В., Алексахина С.А., Шошин М.А. Программа «Стартап как диплом»: оценка достигнутых результатов и перспективы ее развития в условиях цифровизации общества // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 64-73. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.05