ISSN 2409-7616

Яковлева Е.В., Илларионова Л.П.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНО-ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.04

Яковлева Е.В.1 (Мытищи, Россия) — e.v.yakovleva@inbox.ru; Илларионова Л.П.2 (Москва, Россия) — ilp-dok@mail.ru

1Государственный университет просвещения

2Российский государственный социальный университет

Аннотация. Важной особенностью педагогической деятельности является непрерывное развитие и совершенствование учителя, чем и определяется качество его профессиональной деятельности. Активная цифровизация образовательного процесса современного вуза расширила границы самостоятельной работы студента – будущего педагога во внеучебное время. В статье рассматриваются возможности организации внеаудиторной самостоятельной работы будущих учителей истории на примере изучения дисциплины «Педагогика» с помощью цифровых технологий. Раскрыто значение данной учебной деятельности для формирования у будущих учителей истории когнитивно-цифровой компетентности. Дано определение когнитивно-цифровой компетентности учителя истории, как профессионально значимого качества. Доказана необходимость формирования у будущего учителя критического мышления, умений изучать, проверять и анализировать историческую информацию, полученную в сети Интернет. Основная задача самостоятельной работы студентов в университете состоит в приобретении умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности, используя современные методы получения и обработки информации. В связи с чем, в статье предлагаются методические рекомендации по организации самостоятельной работой студентов – будущих учителей истории. Показаны результаты эмпирического исследования по изучению уровня развития критического мышления у будущих учителей истории. Раскрыто содержание основных этапов самостоятельной работы студента по рекомендациям преподавателя: выбор источника информации; сопоставление мнений ученых-педагогов по рассматриваемому вопросу; представление результатов и подготовка презентации отчета.  Показаны возможности управления самостоятельной работой студентов на примере изучения одной из тем курса «Педагогика».

Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа, готовности к самообразованию, источники информации, познавательная деятельность, когнитивно-цифровая компетентность.

Список источников:

  1. Бердникова А.Е., Монако Т.П. Самостоятельная работа студентов как один из факторов самореализации студентов // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, № 1-3. С. 7-13. DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-1-3-7-13
  2. Бойчук И.В., Гаврилова Н.А., Пензин Д.В. // Активные методы контроля самостоятельной работы студентов // Вестник научных конференций. 2022. № 11-4(87). С. 27-29. URL: https://www.elibrary.ru/fowvvg
  3. Вейдт В.П. Проблемы современной педагогической терминологии // Калининградский вестник образования. 2020. № 4 (8). С. 4-14. URL: https://www.elibrary.ru/bfxklq
  4. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С. Методологические принципы понятийного аппарата в педагогических исследованиях // Педагогическое образование в России. 2020. № 1. С. 28-34. DOI: 10.26170/po20-01-03
  5. Гареева И.А., Ковалева А.В., Обручникова С.Р. Роль самостоятельной работы студента в формировании профессиональной личности в условиях высшего образования // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2021. Т. 18, № 3.  С. 24-29. DOI: 10.31079/1992-2868-2021-18-3-24-29
  6. Голобородько Е.О. Организация самостоятельной работы студентов / Е.О. Голобородько, Е.В. Табачникова // Современные технологии в российской и зарубежных системах образования: Сборник статей X Международной научно-практической конференции. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. — С. 45-48. URL: https://www.elibrary.ru/vvbnfx
  7. Демьяненко Ю.И. Информационные технологии как средство оптимизации учебного процесса в вузе // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 66-4. С. 32-34. DOI: 10.18411/lj-10-2020-149
  8. Довыденко В.М., Мельгунова А.Г. Применение информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12, № 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).8
  9. Ермоленко Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов в процессе общепрофессиональной и методической подготовки будущих педагогов / Т.Г. Ермоленко, И.В. Баскакова, И.И. Бредихина // Инструменты и механизмы устойчивого инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа: Аэтерна, 2022. — С. 81-83. URL: https://www.elibrary.ru/yxwhga
  10. Жирякова А.В. Использование сетевых технологий при организации самостоятельной работы студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-5. С. 76-83. URL: https://www.elibrary.ru/uvuvif
  11. Вольвак С.Ф., Вольвак М.В., Несвит В.Д. К вопросу мотивации студентов к самостоятельной работе // Человек. Социум. Общество. 2022. № 11. С. 4-10. URL: https://www.elibrary.ru/cjlmgj
  12. Карпачева Т.В. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов с помощью цифровых технологий // Современное образование: содержание, технологии, качество: Материалы I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. — Владивосток:  Приморская государственная сельскохозяйственная академия, 2022. — С. 105-107. URL: https://www.elibrary.ru/rtjaaq
  13. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – понятие и содержание. Итоги дискуссии и пути дальнейшей работы // Вестник высшей школы. 1984. №4. С. 27–33.
  14. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Просвещение, 2014. — 218 с.
  15. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: Просвещение, 1977. — 239 с.
  16. Методические рекомендации по подготовке педагогических кадров на основе единых подходов к их структуре и содержанию образовательных программ высшего образования (уровень бакалавриата и (или) базового высшего образования). [Электронный ресурс].  — URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-14122021-n-az-110008/prilozhenie  (дата обращения 30.11.21).
  17. Найн А.Я., Уметбаев З.М. Педагогический эксперимент: методика и его организация: Учеб. Пособие. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 125 с.
  18. Оконь В. Основы проблемного обучения. — М.: Просвещение, 1968.
  19. Олесова М.М. Организация самостоятельной работы студентов как важный компонент в профессиональном образовании студентов // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 2-1.  С. 378-385. URL: https://www.elibrary.ru/qvjocq
  20. Тищенко О.В. Организация самостоятельной работы студентов как условие формирования профессиональных компетенций будущих педагогов // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 1. С. 135-139. URL: https://www.elibrary.ru/wogeir
  21. Ушинский К.Д. Собр. соч. — М.; Л.: АПН РСФСР. Т. 7. — 527 с.

Библиографическая ссылка: Яковлева Е.В., Илларионова Л.П. Внеаудиторная самостоятельная работа как условие формирования когнитивно-цифровой компетентности будущего учителя истории в университете // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 53-63. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.04