ISSN 2409-7616

Кокорева О.И., Башинова С.Н.

ТЕОРЕТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ТУЛЬСКОГО ПРЯНИКА

УДК 373

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.50

Кокорева О.И.1 (Тула, Россия) — oxiko@list.ru, Башинова С.Н.2 (Казань, Россия) — svetlana-bashinova@mail.ru

1Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого,

2Казанский федеральный университет

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческого воображения у старших дошкольников в аспекте ее решения на материале декоративного рисования в рамках регионального компонента дошкольного образования детей с нарушениями речи. Использование в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации элементов народных ремесел рассматривается авторами в качестве средства стимулирования развития творческого воображения у детей с нарушениями речи. Дается анализ исследования в отечественной психологии проблемы развития воображения детей дошкольного возраста как последовательно развивающейся в разных видах деятельности психической функции. Приводятся данные исследований, доказывающих негативное влияние речевых нарушений на развитие творческого воображения детей и раскрывающих детерминированность трудностей формирования воображения у дошкольников составом и степенью сложности речевых дефектов. Представлен анализ работ современных авторов, касающихся изучения возможностей и условий использования различных видов детской деятельности для развития творческого воображения. В статье приводятся результаты экспериментального исследования, подтверждающие авторскую позицию о возможности успешного преодоления недостатков в развитии творческого воображения у детей 6 лет с общим недоразвитием речи, обусловленных спецификой речевого нарушения. Представлена авторская программа развития творческого воображения старших дошкольников в рисовании по мотивам тульского пряника. Дается характеристика содержания и технологии работы на каждом этапе реализации программы. Приводится анализ эмпирических данных, полученных до начала и после окончания экспериментальной работы, подтверждающий мнение авторов о возможности успешного развития творческого воображения у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: творческое воображение, дети старшего дошкольного возраста, изобразительная деятельность, общее недоразвитие речи, региональный компонент, коррекционно-развивающая программа.

Список источников:   

  1. Белкина В.Н., Сивкова М.А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2017. №2. С. 95-98.  URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=29289492
  2. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №11 (117). С. 191-196. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22604131
  3. Журавлева Ж.И. Влияние речевых нарушений на развитие творческого воображения младших школьников // Специальное образование. 2022. №1 (65). С. 81-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48216436
  4. Журавлева Ж.И. Развитие детского творчества в онтогенезе и дизонтогенезе // Специальное образование. 2016. №3. С. 22-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27115603
  5. Зайцева О.Ю., Карих В.В. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе детской экопластики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. №3 (32). С. 333-337. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43913919
  6. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Воображение и творчество: культурно-исторический подход // Психолого-педагогические исследования. 2019. №1. С. 1-11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37321801
  7. Кудрина Ю.С. Особенности творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. №4 (38). С. 95-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36473416
  8. Рощин С.П., Барбашова Н.А. Творческое воображение, сущность содержания // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. №5-2 (83). С. 63-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37778747
  9. Симановский А.Э., Ершова Н.Г. Развитие творческого воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи // Ярославский педагогический вестник. 2015. №4. С. 135–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24835390
  10. Чукальская В.И. Педагогические условия развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Специальное образование. 2021. №3 (63). С. 77-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46656845
  11. Чукальская В.И. Творческое воображение как компонент креативной компетентности и его роль в процессе межличностной адаптации учащихся начальной школы в условиях инклюзивного образования // Специальное образование. 2021. №1 (61). С. 100-113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44886782
  12. Шинкарёва Н.А., Гавриленко А.А. Особенности проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. №4 (25). С. 68-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36745351
  13. Шинкарёва Н.А., Шабаева В.Н. Экспериментальное изучение организационно-педагогических условий и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. №4 (25). С. 245-249. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36745397
  14. Bai H., Leseman P.P.M., Moerbeek M. Serial Order Eff ect in Divergent Th inking in Five – to Six-Year-Olds: Individual Differences as Related to Executive Functions // J. Intell. 2021. Vol. 9. Р. 20. DOI: 10.3390/jintelligence9020020
  15. Restrepo K.J.G., Arias-Castro C.C., López-Fernández V. A theoretical review of creativity based on age // Psychologist Papers. 2019. Vol. 40 (2). P. 125-132. DOI: 10.23923/pap.psicol2019.2901
  16.  Nikkola T.,  Reunamo J., Ruokonen I. Children’s creative thinking abilities and social orientations in Finnish early childhood education and care // Early Child Development and Care. 2020. Vol. 192 (6). P. 872–876. DOI: 10.1080/03004430.2020.1813122
  17. Zdanevych L.V., Buchkivska G.V., Greskova V.V. Creativity Formation in the Context of Social and Psychological Adaptation of Preschoolers Aged 5-6 Years // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2020. Vol. 8. P. 79–91. DOI: 10.23947/2334-8496-2020-8-SI-79-91

Библиографическая ссылка:  Кокорева О.И., Башинова С.Н. Теоретико-технологические аспекты развития творческого воображения у старших дошкольников в рисовании по мотивам тульского пряника // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 548-558. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.50