Чеснова Е.Н., Мартьянова Е.Г.
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТГПУ ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО)
УДК 378.1
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.48
Чеснова Е.Н.1 (Тула, Россия) — elenikanova@yahoo.com, Мартьянова Е.Г.1 (Тула, Россия) — helena183@yandex.ru
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Аннотация. В связи с цифровизацией всех сторон жизни общества и процессами трансформации образования, связанными во многом с пандемией COVID-19, внедрение цифровых технологий в образовательный процесс высшего учебного заведения является необходимым требованием современной жизни. Данная статья посвящена анализу применения цифровых технологий в высшем учебном заведении на примере одного из ведущих вузов Тульской области – Тульскому государственному педагогическом университету им. Л.Н. Толстого. Поэтому именно метод анализа был выбран авторами статьи в качестве основного метода исследования. В статье был сделан акцент на рассмотрении следующих цифровых технологий и области их применения в системе высшего образования: 1) Разработка и реализация на русском языке онлайн курсов дисциплин бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры на базе нового MOODLE ТГПУ им. Л.Н. Толстого; 2) Применение базы нового MOODLE ТГПУ им. Л.Н. Толстого для реализации творческих, соревновательных мероприятий (олимпиад); 3) Применение в образовательном процессе сервисов видео-телефонной связи и видеоконференций для проведения в режиме видеоконференцсвязи (ВКС) различных по массовости мероприятий; 4) Применение цифровых технологий в образовательном процессе на примере интерактивных форм занятий, внедрении медиапедагогики. Новизна заключается в том, что все рассматриваемые цифровые технологии являются не только теоретическими авторскими разработками преподавателей кафедры философии и культурологии, к числу которых принадлежат и авторы данной статьи, но и имеют практическую апробацию на студентах всех форм и уровней обучения. Их применение в педагогическом вузе в настоящее время необходимо для организации гибридного и дистанционного образования.
Ключевые слова: MOODLE, цифровые технологии, онлайн курсы, видеоконференцсвязь, ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
Список источников:
- Ваганова О.И., Гладков А.В., Коновалова Е.Ю. Цифровые технологии в образовательном пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 2 (31). C. 53-56. EDN: CECCVQ, DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0012
- Валеева Г.В. Организация учебного процесса по дисциплине «Философия» в условиях цифровой трансформации высшего образования // Вестник педагогических наук. 2022. № 4. С. 178-183. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49416211
- Везиров Т.Г., Рашидова З.Д. Цифровая образовательная среда как условие подготовки бакалавров-лингвистов // Мир науки, культуры, образования. 2020. №1 (80). С. 178-180. EDN: ZRPGPR, DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00073
- Джагаева Т.Е., Тибилова И.Д. Формирование творческого мышления студентов как условие успешной профессиональной адаптации // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 125-132. EDN: SHKNYT, DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.10
- Евдокимова О.В., Колобов А.Н., Кулагина Ю.А. Применение цифровых технологий обучения дисциплинам гуманитарного цикла в профессиональном образовании // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №7 (109). С. 40-44. EDN: KRNQEB, DOI: 10.23670/IRJ.2021.109.7.113
- Иванов А.В. Духовное развитие молодежи в культурно-образовательной среде вуза // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 33-44. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.03
- Иванушкина Н.В., Щипова О.В. Использование цифровых технологий при реализации дистанционного обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. № 89. С. 12-19. EDN: MYYTLZ, DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-89-12-19
- Колоскова Г.А. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. № 37. С. 99-106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46474617
- Кущева Н.Б., Терехова В.И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России // Проблемы современной экономики. 2018. №1 (65). С. 191-194. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35303584
- Мартьянова Е.Г., Слобожанин А.В. Использование цифровых технологии в реализации культурологических дисциплин в вузе (на примере ТГПУ им. Л.Н. Толстого) //
Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 2 (128).
EDN: NQYOLY, DOI: 10.23670/IRJ.2023.128.33 - Мироненко Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. 2019. № 4(21). С. 1-14. EDN: IPUBLQ, DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.6
- Петрищева Н.Н. Цифровые ресурсы как инструмент современной образовательной среды педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. С. 149-152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49809355
- Романова Г.В. Цифровизация высшего образования: новые тренды и опыт внедрения // Гуманитарные науки. 2020. № 4 (52). С. 31-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44480513
- Церюльник А.Ю. Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процессе // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6 (96). С. 92-95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43032351
- Чеснова Е.Н. Игровые и цифровые технологии в преподавании философских и религиоведческих дисциплин (опыт ТГПУ им. Л.Н. Толстого) // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. С. 220-226. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49875157
Библиографическая ссылка: Чеснова Е.Н., Мартьянова Е.Г. Применение цифровых технологий в высшем учебном заведении (на примере ТГПУ им. Л.Н. Толстого) // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 518-528. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.48