ISSN 2409-7616

Джиоева О.Ф.

ПРОБЛЕМА ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

УДК 37.061

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.46

Джиоева О.Ф.1 (Владикавказ, Россия) — dzhioeva_55@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена важной научно-педагогической проблеме – затрудненному общению детей в подростковом возрасте. Актуальность обозначенной проблемы автор видит в зародившихся противоречиях между возрастающим уровнем затрудненного общения в подростковом возрасте и необходимостью развивать психически здоровую личность, а также задачами формирования оптимального общения в подростковой среде и высоким уровнем затрудненного общения, препятствующим выполнению этой задачи. Одной из существенных проблем в сфере межличностных отношений выступает недостаточно сформированная коммуникативная компетенция, которая выражается в отсутствии способностей к успешному общению, социально-перцептивному взаимодействию, выстраиванию нормальных общечеловеческих контактов с окружающими и т.д. Переходный подростковый возраст, разумеется, содержит биологический аспект, который проявляется в половом созревании, интенсивность которого выражается в гормональном всплеске; физических, физиологических, психологических изменениях; сексуальное влечение оказывает неоднозначное влияние на поведение подростка; стремительно развивающий организм не соответствуют психическому развитию, что приводит к некоторым расстройствам нервной системы, частым сменам настроения, конфликтам в семье, в классном коллективе и т.д. В организме подростка совершаются неимоверные изменения, проявляющиеся в виде физиологической перестройки всего организма, происходит интенсивное половое созревание, наблюдается повышенная возбудимость и вспыльчивость. Следствием таких переживаний может стать заниженная самооценка, а иногда и чувство неполноценности, что также мешает ему для нормального общения с окружающими. Ребенку подросткового возраста не под силу подавлять субъективное ощущение отчужденности, а также неустойчивости своего «Я», вследствие чего у подростка зарождается масса личных проблем. В качестве одной из таких проблем выступает стремительное развитие полового влечения, оказывающего громадное воздействие на всю систему мотивов, переживаний, индивидуальных особенностей организма.

Ключевые слова: воспитание подростков, затрудненное общение, самооценка подростков, личностное развитие подростка, преодоление затрудненного общения.

Список источников:

  1. Абу-Талеб Д.В. Коучинговый подход в феноменологии затрудненного общения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 4-11 (72). С. 12-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46307718
  2. Григорьева Н.Г. Подростковый возраст. Проблемные вопросы // Актуальные исследования. 2020. № 20 (23). С. 80-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44144178
  3. Иванов А.В. Концептуальные идеи нового воспитания в условиях информационной образовательной парадигмы // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 188-198. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50147745
  4. Иксанова Г.Н. Особенности общения подростков в онтогенезе // Образование личности. 2018. № 1. С. 91-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34940998
  5. Капшоров Х.Р., Волобуева Е.В. Особенности самовоспитания и самообразования в подростковом возрасте // Экономика и социум. 2023. № 4-1 (107). С. 675-677. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53214628
  6. Кошелева Е.А. Психолого-педагогические методы и технологии преодоления затрудненного общения // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 362. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18319261
  7. Львова С.В. Влияние современной информационной среды на личностное развитие школьников // ЦИТИСЭ. 2022. № 3 (33). С. 83-95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49586349
  8. Магомедова А.М. Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка // Мировая наука. 2020. № 3 (36). С. 305-308. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43085201
  9. Овчинникова А.В. Подростки, испытывающие трудности в общении // Аллея науки. 2019. Т. 2, № 12 (39). С. 347-359. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42487279
  10. Очинашко А.А. Исследование психологических особенностей проявлений коммуникативных затруднений у подростков // Вестник науки и образования. 2020. № 6-2 (84). С. 52-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42633059
  11. Поварова И.А., Иванова Е.А. Гибкие стратегии коммуникативного поведения – новые возможности взаимодействия с окружающими // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 2 (2). С. 80-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24286435
  12. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности подростка: субкультурный аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 4-3 (44). С. 157-160. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18872766 
  13. Фомина А.П. Педагогические условия совершенствования формирования системы ценностей подростков в общеобразовательных организациях // ЦИТИСЭ. 2021. № 4 (30). С. 7-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47652508
  14. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов. 6-е изд. — М.: Академия, 2011. — С. 299. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20091139
  15. Юрин В.С. Трудности общения у подростков // В сборнике: Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей 7-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. — С. 334-336.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48690919

Библиографическая ссылка: Джиоева О.Ф. Проблема затрудненного общения подростков и условия его преодоления // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 497-507. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.46