ISSN 2409-7616

Мосина О.А., Матайс М.И.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

УДК 371.487

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.45

Мосина О.А.1 (Краснодар, Россия) — kuvshinovaoa@mail.ru, Матайс М.И.1 (Краснодар, Россия) — mataismi@mail.ru

1Кубанский государственный университет

Аннотация. Запрос государства к современной системе образования активизирует педагогический поиск, направленный на исследование педагогических ресурсов различных культур и их обособленных направлений. Отвечая на обозначенный запрос, педагогическое сообщество обращается к исследованию различных культурных феноменов, в том числе к феномену музыки и музыкального творчества. Теоретическая база представленного исследования базируется на идеях развития творчества и творческих способностей, обучающихся в контексте психологии развития личности Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, А.С. Лейтес, Я.А. Пономарев, В.П. Эфроимсон и др., а также на теоретических положениях об особенностях творческого процесса у детей и взрослых (А.А. Аронова, В.И. Загвязинского, B.C. Кузина и др.) и возможностях их развития на практике. Методологической основой является гуманистический подход к педагогической деятельности: педагогическая поддержка (О.С. Газман), личностно-ориентированная педагогика (И.С. Якиманская, Ш.А. Амонашвили, В.П. Бедерханова), философская концепция об аксиологической природе искусства. Методы исследования: подбор и анализ литературы по рассматриваемой проблеме, наблюдение, тестирование, статистическая обработка данных. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и практической разработке содержания музыкально-педагогической деятельности, направленной на творческое развитие обучающихся, а также его структура, состоящая из следующих компонентов: подготовительного этапа, реализационного этапа, катарсического этапа и этапа творческого. Представленные результаты опытно-экспериментальной работы могут применяться в качестве методических рекомендаций для педагогов образовательных организаций по совершенствованию работы с подростками и на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, музыкально-педагогическая деятельность, творческое развитие, эмоциональная насыщенность, катарсис.

Список источников:

  1. Аронова Е.Ю. Практическая реализация гуманистических тенденций в развитии музыкального образования // Вопросы совер­шенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта, вып. 5 — Москва: МШУ, 2000 — С. 44-46.
  2. Бахтин В.В. Роль музыкотерапии в музыкальной педагогике // Человек творческий: философия, психология и социология творчества: Коллективная монография.  — Ницца-Сицилия-Москва: Энциклопедист-Максимум, 2021. — С. 130-141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44657722  
  3. Белов Е.Е. Компьютерное обучение вокалу // Педагогическая информатика. – 2011.  № 2.– С. 63-66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17013551
  4. Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. — М., 1995.  — С. 35-44.
  5. Кудрявцева В.В. Музыкально-педагогическое образование в России второй половины XIX — первой половины ХХ вв.: историко-педагогический анализ // ЦИТИСЭ. 2020.  № 4.  С.520-528. DOI: 10.15350/2409-7616.2020.4.45
  6. Овчинникова Т.С. Дистанционное обучение студентов-дефектологов основам музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся разного возраста: Монография. — Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2022. — С. 141-152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50121488
  7. Петрина С.Н., Семенова М.А. Творческое воспитание студентов // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2023. № 1. С. 166-172. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50370925
  8. Сергеева Г.П. Предметы художественно-эстетического цикла в школе: современные направления развития // Начальная школа. 2022. № 1. С. 24-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47696471
  9. Сыпко Е.В. Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сыпко Елена Викторовна. — Карачаевск, 2004. — 25 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15803872
  10. Сухачева О.Д., Савилова С.Г., Бибишева Т.М. Нравственно-духовное и эстетическое воспитание школьников // Альманах мировой науки. 2016. № 6-2 (9). С. 50-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26310658
  11. Тощенко Ж.Т., Тартыгашева Г. А что на самом деле происходит в сфере культуры? // Социологические исследования.  2023.  № 1.  С. 161-166.  DOI: 10.31857/S013216250023175-5
  12. Флоренская Т.А.       Катарсис        как      осознание. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. — изд. 2-е. — Тбилиси, 1978. — 330 с.
  13. Фролова Н.А., Алещанова И.В. Понятие ресурсной базы человека в парадигме духовно-нравственного воспитания // Primo Aspectu. 2022. № 1 (49). С. 50-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48092694  
  14. Флиер А.Я. История культуры как смена доминантных типов идентичности (начало) // Культура культуры.  2020. №3. С. 9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43044049
  15. Шафигулина Л.Р. Модель самоактуализации личности молодого учителя в процессе его профессиональной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.  2009.  № 1(35).  С. 40-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14341591
  16. Щербакова А.И. Корсакова И.А. Философия. педагогика. музыка. Зарождение и развитие научной школы // Музыкальное искусство и образование.  2020.  Т. 8, № 3.– С. 50-64. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-3-50-64 

Библиографическая ссылка: Мосина О.А., Матайс М.И. Педагогический потенциал активного слушания классической музыки // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 487-496. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.45