ISSN 2409-7616

Серякова С.Б., Тамарская Н.В., Щербина А.И.

О ПОДГОТОВКЕ ВОЖАТЫХ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ

УДК 37.01:379.835

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.41

Серякова С.Б.1 (Москва, Россия) — sb.seryakova@mpgu.su, Тамарская Н.В.1 (Москва, Россия) — nv.tamarskaya@mpgu.su, Щербина А.И.1 (Москва, Россия) — ai.shcherbina@mpgu.su

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Государственная политика в области образования основывается на принципах: приоритета отечественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. При этом важным признается воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье, Родине. В силу этого, гражданское и духовно-нравственное воспитание личности относится к числу ключевых задач для развития России. Все больше вынужденных мигрантов и детей-вынужденных мигрантов прибывают на территорию Российской Федерации с целью защитить себя и близких от внешних нападок. Дети, достаточно резко изменившие свою среду проживания, языковую среду, испытывают трудности во взаимодействии с окружающими, сверстниками. Новые социокультурные условия накладывают свой отпечаток: формируются новые ценности и привычки, дети-мигранты вынуждены приобщаться к новым ценностным ориентирам, новым формам взаимоотношений, поскольку только так они могут преодолеть адаптационные барьеры и стать полноценными членами нового сообщества. Особую роль в данном процессе выполняют вожатые, как специалисты, участвующие в организации деятельности детского коллектива. Цель их деятельности заключается в сопровождении отдыха детей и создании условий для полноценного развития детского временного коллектива, под руководством педагогического работника, что в изменяющихся условиях современной социокультурной действительности требует от них формирования более обширных профессиональных компетенций.

Ключевые слова: вожатые, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт, трудная жизненная ситуация, дети-мигранты.

Список источников:

  1. Владимирова Т.Н. Лесконог Н.Ю., Огнев А.С. Проблемы и перспективы подготовки современных вожатых // Педагогика и психология образования.  2019.  № 4.  С. 82-94. EDN: WOVYKM, DOI: 10.31862/2500-297X-2019-4-82-94
  2. Воронов В.В., Шулепина А.М. Особенности процесса социальной адаптации детей — вынужденных мигрантов из регионов Новороссии и Украины // Власть.  2023. Т. 31, № 5.  С. 191-199.  DOI:10.31171/vlast.v31i5.9817
  3. Подготовка и сопровождение вожатских кадров в МПГУ: Учебно-методическое пособие / Отв. редакторы Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламова, сост. М.С. Сергеева. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2023. — 320 с.
  4. Приступа Е.Н. Гончаров М.А., Щербина А.И. Инновационные формы практической подготовки специалистов, работающих с семьями // Наука и школа.  2020.  № 6.  С. 57-70. EDN: SNASAL, DOI: 10.31862/1819-463X-2020-6-57-70
  5. Русакова Т.С., Серякова С.Б. Педагогические условия эффективности формирования компетенции сотрудничества молодежи в социальнокультурной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.  2022. № 4(85).  С. 51-55. EDN: MCLOMO, DOI: 10.51904/2306-8329_2022_85_4_51
  6. Тамарская Н.В. Особенности школьников цифрового поколения / Н. В. Тамарская // Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации Национального проекта «Образование»: Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Ярославль: Институт развития образования, 2020. — С. 8-14.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48408921
  7. Щербина А.И. Современные требования к профессиональной готовности педагога дополнительного образования // Педагогика: вчера, сегодня, завтра.  2018. Т. 1, № 2.  С. 39-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38233785
  8. Ибрагимова Н.Т. Проблемы и принципы патриотического воспитания молодежи // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 3. С. 264-270. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48260691
  9. Дерид Н.Г. Повышение мотивации педагога дополнительного образования как фактор развития профессиональной компетентности // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2022. № 4. С. 161-167. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49956137
  10. Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Марусяк Д.М. Представленность подготовки вожатских кадров в педагогических вузах: результаты исследования // Преподаватель XXI век. 2021. № 4-1. С. 37-44. EDN: FFARXE, DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-37-44
  11. Марусяк Д.М. Инструменты и методы формирования социально-культурных компетенций студентов при осуществлении деятельности вожатых // Современное педагогическое образование. 2022. № 6. С. 79-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49102638
  12. Вавилов А.М. Модель комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 233-243. EDN: GSKCMX, DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-233-243
  13. Романова Г.А. Подготовка вожатых к решению проблемы социализации воспитанников детских оздоровительных лагерей // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2019. № 3. С. 26-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41586437
  14. Ермолич С.Я. Социально-педагогическая работа с детьми в детских оздоровительных лагерях в ХХ веке // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. 2018. № 1 (33). С. 21-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47160504
  15. Булах И.В., Коротун А.В. Возвратная миграция в Россию из стран СНГ: проблемы и тенденции // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2016. № 4. С. 5-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32269038

Библиографическая ссылка: Серякова С.Б., Тамарская Н.В., Щербина А.И. О подготовке вожатых к работе с детьми-мигрантами в детских оздоровительных центрах // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 449-457. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.41