ISSN 2409-7616

Валиева Т.И., Тибилова И.Д.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.40

Валиева Т.И.1 (Владикавказ, Россия) — valievazema@mail.ru, Тибилова И.Д.2 (Цхинвал, Республика Южная Осетия) — alsigur@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

2Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова

Аннотация. Целью исследования в представленной статье является выявление характера влияния средств литературного чтения на уровень сформированности творческих способностей детей младшего школьного возраста. В связи с этим, в статье раскрывается роль литературного чтения как эффективного ориентира в формирования творческих способностей обучающихся начальных классов, наглядно представлены методы и методики исследования гибкости мышления, творческих способностей, творческого воображения, в совокупности определяющие степень проявления творческого потенциала младших школьников. Уникальность литературного чтения заключается в том, что литературные произведения полностью понятны детям, в них, как в никакой другой форме искусства, дети находят отголоски собственной жизни. Авторами статьи доказывается тезис о том, что вопросы формирования творческих способностей младших школьников посредством литературного чтения выступают одним из актуальных вопросов современной педагогической теории и практики. Под творческими способностями младших школьников в статье рассматриваются комплексные возможности школьников в процессе учебно-познавательной и воспитательной деятельности, направленной на разработку и реализацию новых образовательных продуктов. Творческие способности, как интегративные качества личности, определяются творческим мышлением, творческим воображением, готовностью к использованию различных приемов и средств творческой деятельности, навыками постановки проблем и самостоятельного их решения на основе дивергентного мышления, то есть путем генерирования нескольких вариантов решений для решения выдвинутой задачи. В качестве наиболее приоритетного учебно-методического комплекса для успешной реализации литературного чтения, как эффективного средства формирования творческих способностей, авторами предлагается «Школа России»

Ключевые слова: творческий потенциал, литературное чтение, младшие школьники, творческие воображения, учебно-методический комплекс.

Список источников:

  1. Алексеенко Е.В. Комплексный подход к использованию художественно-творческих технологий в художественно-эстетическом образовании школьников // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 2 (95). С. 157-160. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49592499
  2. Ахметжанова Г.В., Лифанова Н Комплексная оценка уровня развития творческого потенциала младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий // Педагогический журнал. 2016. № 2. С. 12-21. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=26369733
  3. Бонкало Т.И., Мальков А.А. Интегративные стратегии обучения смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов // ЦИТИСЭ. 2023. № 3 (37). С. 104-116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54702866
  4. Волкова М.Н. Формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников на примере изучения предмета «Литературное чтение» // Педагогический поиск. 2014. № 6. С. 11-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27641885
  5. Гаврилов В.В. Становление методики развития коммуникативной компетенции учащихся средней школы // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (62). С. 44-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41849656
  6. Данельченко Т.А. Педагогические условия активизации учебно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-1 (29). С. 121-125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17875098
  7. Колыханова Е.Г. Размышления И.С. Тургенева о детской литературе (На материале предисловий, написанных писателем к художественным произведениям для юных читателей) // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 1 (94). С. 85-87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48836114
  8. Курбаналиева Г.Ж. Способы формирования навыков чтения у учащихся начальных классов (на примере эпических произведений по предмету «Литературное чтение») // Актуальные вопросы образования и науки. 2021. № 2 (72). С. 47-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47253402
  9. Львова С.В. Дополнительное образование в школе как индивидуальное образовательное пространство детей и подростков // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). С. 274-288. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54184366
  10. Одегова В.Ф. Организация проектной деятельности младших школьников в курсе литературного чтения / Приоритеты современного образования. Монография. Пенза, 2017. — С. 14-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30382405
  11. Пономарева Л.Д., Савва Л.И., Гневэк О.В. Речетворческая деятельность обучающихся: на пути к стилевому своеобразию // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49986653
  12. Приступа Е.Н., Щербина А.И. Цифровая образовательная среда современной школы // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 119-131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50147738
  13. Серёжникова Р.К., Мухортова К.Э. Актуализация творческого потенциала школьника в образовательном пространстве начальной школы // Казанская наука. 2016. № 4. С. 134-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25962115
  14. Телегина М.О. К проблеме развития творческого потенциала младших школьников // В сборнике: Новые решения в образовании в эпоху перемен. Материалы III научно-практической студенческой конференции. — М.: Изд-во МГПУ, 2022. — С. 176-181. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50410583
  15. Феталиева Л.П., Раджабова З.Б. Методический аппарат учебника по русскому языку для 3 класса в системе УМК «Школа России» // Вестник Социально-педагогического института. 2022. № 2 (42). С. 68-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50065015

Библиографическая ссылка: Валиева Т.И., Тибилова И.Д. Развитие творческого потенциала младших школьников средствами литературного чтения // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 439-448. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.40