ISSN 2409-7616

Мусатова О.В., Казакова Е.В., Касенова Н.Н.

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ Г. НОВОСИБИРСКА)

УДК 37.06

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.36

Мусатова О.В.1 (Новосибирск, Россия) — musatova-o@yandex.ru, Казакова Е.В.1 (Новосибирск, Россия) — elekta@nxt.ru, Касенова Н.Н.1 (Новосибирск, Россия) — kasenova_n@mail.ru

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье представлены теоретические основания и результаты исследования особенностей адаптации детей мигрантов к образовательной среде начальной школы. Предметом исследования является адаптация младших школьников — детей мигрантов к образовательной среде. Цель работы – выявление и анализ типичных проблем адаптации детей мигрантов к начальной школе. Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и обобщение научных и экспериментальных данных, анкетирование, тестирование, проективный метод. В основу исследования положено понимание адаптации детей мигрантов к школе как многокомпонентного процесса, включающего языковую, социальную, культурную и психологическую составляющие. Подобран и применен соответствующий диагностический материал для получения информации об особенностях адаптации младших школьников-детей мигрантов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Новосибирска. Исследование выявило ряд проблем в адаптации детей мигрантов к начальной школе: большое число детей с недостаточным владением русским языком, пробелы в социокультурной адаптации, серьезные психологические проблемы детей, что позволяет сделать вывод об отсутствии комплексного подхода в работе педагогов по стимулированию адаптации детей мигрантов к образовательной среде. Данные факты диктуют необходимость проведения целенаправленной работы педагогов по всем компонентам адаптации детей мигрантов к образовательной среде. Процесс адаптации должен быть управляем образовательной организацией, учителем и направлен на включение детей мигрантов в образовательное пространство с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Продуктивная адаптация позволит осуществлять дальнейшее развитие детей мигрантов с учетом их этнокультурных особенностей. При этом успешная социально-педагогическая адаптация ребенка мигрантов возможна лишь при совместной работе педагогов образовательной организации как с самим ребенком, так и с его родителями, а также с ученическим коллективом и родителями класса.

Ключевые слова:адаптация детей мигрантов к школе, проблемы адаптации, языковая адаптация, социокультурная адаптация, психологическая адаптация.

Список источников:

  1. Адаптация и интеграция детей из семей мигрантов в российской системе образования: коллективная монография / под ред. Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. — М.: Этносфера, 2022. — 169 с.
  2. Александров И.А., Овсяник О.А. Анализ классических подходов и современных исследований в вопросе изучения социально-психологической адаптации и ее стратегий // Человеческий капитал. 2022. № 6 (162). С. 30-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48689272
  3. Волчанская В.О. Социально-психологическая адаптация в отечественной и зарубежной психологии // Человеческий капитал. 2019. № 12 (132). С.108-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41526986
  4. Горбунова Н.В., Бойко И. Организационно-педагогические условия формирования адаптации детей мигрантов младшего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. С. 115-118. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50363646
  5. Григорьева М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных условиях обучения: монография. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2008. — 209 с. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20051653
  6. Дударева П.М. Факторы социально-психологической адаптации детей мигрантов к учебному сообществу // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43925049
  7. Егорычев А.М., Казакова Е.В. Дети мигрантов (уровень начального образования) и характерные проблемы их адаптации в русскоязычной школе // ЦИТИСЭ. 2021. № 3. С. 114-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46631164
  8. Забавнова М.В. Исследование самооценки детей-мигрантов в условиях социально-психологической адаптации к школе. — Пенза: Наука и Просвещение, 2018. — С. 183-187. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32669620
  9. Иванкова Н.В., Нуртазина Ж.А. Школьная адаптация и дезадаптация в педагогической деятельности // Вестник Омского регионального института. 2019. № 3. С. 122-126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39189766
  10. Иванова Г.П.  Стецевич М.Ю.  Ширкова Н.Н.  Проблема адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении: результаты теоретического и эмпирического исследования // Социальные отношения. 2018. № 2. С. 106-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35090354
  11. Коробцова Е.В. Социально-педагогическая адаптация детей-мигрантов (теоретический аспект) // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. № 7. С. 58-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53737488
  12. Маврина Т.В. Адаптация детей мигрантов в начальной школе // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. № 1. С. 89-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48565554
  13. Мали Н.А. Особенности школьной адаптации детей мигрантов из Украины к условиям общеобразовательной на начальной ступени общего образования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5, № 5А. С. 89-99. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28284462
  14. Монастырская Т.И., Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Потенциал школьной образовательной среды в адаптации детей мигрантов (на примере средних образовательных учреждений города Новосибирска) // Педагогический журнал. 2020. № 4-1. C. 359-374. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44408973
  15. Мутаев У.К. Проблемы социальной адаптации и интеграции детей-мигрантов в российское общество // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.  2019.  №4(56).  С. 155-158. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42498625
  16. Нестерова А.А. Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей поддержки // Журнал исследований социальной политики.  2018.  №4.  С. 645-660. URL:// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36674688
  17. Овлякулиева А.С. Социокультурная адаптация и интеграция детей-мигрантов в школьном образовательном процессе // Вестник Воронежского института развития образования. 2021. № 8. С. 69-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48000604
  18. Омельченко Е.А. Образование детей международных мигрантов как вклад в устойчивое развитие? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19, № 2. С. 306-316. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38589420
  19. Омельченко Е.А. Технологии адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов в школе // Вестник антропологии. 2019. № 2 (46). С. 196-207. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41161166
  20. Омельченко Е.А., Шевцова А.А., Криворучко Т.В. Проект «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России»: первые итоги // Этнодиалоги. 2022.  № 1 (67). С.202-225. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48217815
  21. Организация психолого-педагогической работы с родителями-иностранными гражданами в начальном образовании.  Касенова Н.Н., Джурабаева Г.К. и др. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. — 175 с. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47882496
  22. Осин Р.В. Сравнительный анализ социально-психологической адаптации детей-мигрантов и детей представителей принимающего населения // Вестник университета. 2023. №  3. С. 201-210 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53749504
  23. Стадник А.А., Петрова С.С. Адаптация детей-мигрантов в школе // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 329-332. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44305970
  24. Старовойтова Л.И., Дирксен Н. В. Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации детей-мигрантов в российских школах // ЦИТИСЭ. 2021. №1 (27). С. 99-110. EDN: VZBQEW, DOI: 10.15350/2409-7616.2021.1.09
  25. Суслова Т.Ф., Нестерова А.А., Комарова Н.М. Этнокультурная адаптация детей из семей мигрантов в школе // Педагогика. 2019. № 11. С. 34-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41478397

Библиографическая ссылка: Мусатова О.В., Казакова Е.В., Касенова Н.Н. Проблемы адаптации детей мигрантов к начальной школе (на примере школ г. Новосибирска) // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 390-407. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.36