ISSN 2409-7616

Нигматуллин А.Ф., Усманова А.Р., Зарипова Л.А., Вильданов И.Р., Иноземцева Д.Н.

РОЛЬ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ И ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ ДЛЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНКИ КИГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

УДК 373.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.34

Нигматуллин А.Ф.1 (Уфа, Россия) — nigma27@yandex.ru, Усманова А.Р.1 (Уфа, Россия) — adelmalikova@mail.ru, Зарипова Л.А.1 (Уфа, Россия) — la30-6@mail.ru, Вильданов И.Р.1 (Уфа, Россия) — ildar.vildanov.89@mail.ru, Иноземцева Д.Н.1 (Уфа, Россия) — darina21.01@mail.ru

1Уфимский университет науки и технологий

Аннотация. Структура современного географического образования выстроена таким образом, что ученики лучше знают географию материков и мира, чем географию своего региона и малой Родины. Привлечение детей и молодежи к изучению богатств и природы родного края является немаловажной составляющей педагогической литературы школьного курса «География России». Еще в прошлом педагоги отмечали важность изучения родного края, которое могло послужить действенным средством патриотического воспитания и развитию привычки заботиться о Родине. В статье показывается роль методики изучения природы родного края и природных ландшафтов для туризма (на примере оценки Кигинского района Республики Башкортостан). Целью является разработка методики сбора и систематизации материала по характеристике природных ландшафтов для рекреационной оценки своего края. В статье представлены таблицы по поурочному тематическому планированию уроков географии с использованием региональных знаний, а также рекреационной оценке природных ландшафтов Кигинского района, что позволяет наглядно оценить задачи исследования. Углубленное изучение своей малой Родины поможет ученику приобрести первый научный опыт оценки природных условий, он сможет легче представить проблемы других регионов, стран и всего земного шара, познав свой край.

Ключевые слова: уроки географии, родной край, природные ландшафты, рекреационная оценка, малая Родина, география России, Республика Башкортостан.

Список источников:

  1. Атлас Республики Башкортостан. Под ред. И.М. Япарова. — Уфа: Китап, 2005. — 419 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24590829   
  2. Ахметгареева Э.В., Байназаров И.Н., Газизов Р.Р. Межпредметный характер формирования картографических знаний (при изучении истории и географии) // ЦИТИСЭ. 2022. № 1(31). С. 32-42. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.1.03
  3. Ахмиева Р.Б. Нестандартные методы преподавания уроков географии в преподавании географии // Природопользование и устойчивое развитие регионов России. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.А. Байракова, И.А. Лушкина, 2018. С. 20–23. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35387209
  4. Богдан Е.А., Нигматуллин А.Ф., Белан Л.Н. Оценка состояния особо охраняемых природных территорий некоторых северных и центральных районов Республики Башкортостан // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2022. Т. 45, № 4(108). С. 27-38. DOI: 10.24412/1728-5283_2022_4_27_38 
  5.  Воробьева О.В., Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А. Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29036214
  6. Зарипова Л.А., Мозжерин В.Д., Назмеева И.В., Хизбуллина Р.З., Шапкин Д.В. Оценка туристско-рекреационного потенциала Бугульминско-Белебеевской возвышенности // Астраханский вестник экологического образования.  2023.  № 3(75).  С. 96-104.  DOI: 10.36698/2304-5957-2023-3-96-104
  7. Золотова О.А. Место региональной географии в формировании системы знаний об ООПТ // География и экология в школе XXI века.  2020.  № 1.  С. 45-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41802208
  8. Исломова Ш.С. Основные задачи повышения качества и эффективности обучения географии в школе // Мировая наука. 2020. №8 (41). С. 74-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43939982
  9. Какичев В.Д. Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании // Молодой ученый.  2014.  № 18.  С. 569-571. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22484282
  10. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1991. — 339 с.
  11. Павлова Л.Ю. Выбор образовательных технологий, методов и приемов в преподавании географии // География: теория, методика, практика: материалы I областной научно-методической конференции. под общ. ред. Т. Г. Алексеевой. — Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2015. С. 77-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24402259
  12. Саидмуратова Ф.А. Возможности использования нетрадиционных методов обучения в преподавании географии // Мировая наука. 2020. №6 (39). С. 344-346. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43816208
  13. Усманова А.Р., Сайфуллин И.Ю., Хамидуллин Р.А. Современное состояние лесных ландшафтов России: основные проблемы и пути решения // Астраханский вестник экологического образования. 2022. № 2(68). С. 65-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48343015 
  14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том I.  —  Москва; Ленинград: АПН РСФСР, 1950. — 776 с.
  15. Хизбуллина Р.З., Адельмурзина И.Ф., Хамидуллин Р.А. Особенности туристско-рекреационного потенциала природных ландшафтов территории Ишимбайского района Республики Башкортостан // Астраханский вестник экологического образования. 2023. № 3(75). С. 81-88. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54024808
  16. Хизбуллина Р.З., Тельнова Т.П., Литвинова С.А. Роль краеведческого материала в активизации познавательной деятельности учащихся при обучении географии // ЦИТИСЭ. 2021. №2 (28). С.102-115. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.2.10 
  17. Шевченко И.А., Скворцова А.А., Соловьева К.А. Опыт организации и использования проблемного обучения учащихся в курсе географии России // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 61. DOI: 10.17513/spno.30037

Библиографическая ссылка: Нигматуллин А.Ф., Усманова А.Р., Зарипова Л.А., Вильданов И.Р., Иноземцева Д.Н. Роль методики изучения природы родного края и природных ландшафтов для туризма (на примере оценки Кигинского района Республики Башкортостан) // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 367-376. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.34