ISSN 2409-7616

Ахунов А.Р., Хамидуллин Р.А., Адельмурзина И.Ф., Зарипова Л.А., Иноземцева Д.Н.

РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ БОЛОТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

УДК 37.035.461

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.30

Ахунов А.Р.1 (Уфа, Россия) — ahun_84@mail.ru, Хамидуллин Р.А.1 (Уфа, Россия) — rishat.khamidullin.00@mail.ru, Адельмурзина И.Ф.1 (Уфа, Россия) — adelmur@mail.ru, Зарипова Л.А.1 (Уфа, Россия) — la30-6@mail.ru, Иноземцева Д.Н.1 (Уфа, Россия) — darina21.01@mail.ru

1Уфимский университет науки и технологий

Аннотация. Дети проявляют гордость за свой родной край и интересуются его особенностями, такими как примечательные памятники природы. Изучая местный край, они устанавливают связи с природной средой и участвуют в изучении особенностей территории. В школьном краеведении важно подчинение краеведческой работы учебно-воспитательным задачам, приобретение учащимися сведений о своем крае, нравственная и общественно-полезная направленность, эффективное использование исследовательского метода, а также соответствие содержания и методов краеведческой работы уровню развития учащихся. Программа по формированию знаний о природе во внеурочное время направлена на развитие творчества, самостоятельности и аналитических способностей учащихся. Важно изучение базовых понятий о природе и проведение практических научно-исследовательских работ. Активное участие учащихся в изучении природных богатств имеет значительное образовательное значение. Это помогает развить исследовательские навыки, увлечься наблюдениями за явлениями природы и расширить кругозор. Также важно организовывать занятия на местности и проводить походы, чтобы школьники могли непосредственно познавать окружающую среду и обнаруживать неизведанные природные объекты. Воспитание молодого поколения через приобщение к природному и культурному наследию является эффективным способом формирования личности. В данной статье приводится пример плана программы по изучению болот, включающего систематизацию материала, описание растительности, поверхности и типов болота, а также наглядный пример характеристики крупных болот Салаватского района Республики Башкортостан. Учащиеся участвуют в этом исследовательском процессе, что способствует их развитию и воспитанию нравственности, а также укреплению связи между образованием и фундаментальной наукой.

Ключевые слова: родной край, географическое краеведение, внеурочная работа, болота, Республика Башкортостан.

Список источников:

  1. Адельмурзина И.Ф., Бадретдинов Р.Ф., Галимов А.А. Особенности изучения природных комплексов на уроках географии // ЦИТИСЭ.  2022.  № 1(31). С. 67-77. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.06
  2. Адельмурзина И.Ф., Тельнова Т. П., Хизбуллина Р.З., Чернина-Яхнюк Д.И. Организация активной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки.  2018.  Т. 20, № 6.  С. 22-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37094830
  3. Аникина М.Л., Ахунов А.Р., Белан Л.Н., Богдан Е.А., Закиров И.В., Ибрагимова З.Ф., Нигматуллин А.Ф., Саттарова Г.А., Фаронова Ю.В. Устойчивое развитие территории геопарков. — Уфа: Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук, 2023. — 196 с.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54229185  
  4. Ахметгареева Э.В., Ахунов А.Р., Боголюбов А.В. Формирование профориентационных знаний на уроках географии (на примере изучения курса «география России») // ЦИТИСЭ.  2021.  № 2(28).  С. 183-193. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.2.18
  5. Ахметгареева Э.В., Байназаров И.Н., Газизов Р.Р. Межпредметный характер формирования картографических знаний (при изучении истории и географии) // ЦИТИСЭ.  2022.  № 1(31).  С. 32-42. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.1.03
  6. Ахмиева Р.Б. Нестандартные методы преподавания уроков географии в преподавании географии // Природопользование и устойчивое развитие регионов России. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.А. Байракова, И.А. Лушкина. – Пенза, Пензенский государственный аграрный университет, 2018. — С. 20–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35387209
  7. Баишева Э.З., Мартыненко В.Б., Миркин Б.М. Болота Республики Башкортостан как объект первостепенной // Вестник Академии наук Республики Башкортостан.  2015.  Т. 20, № 3(79).  С. 5-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24086850
  8. Воробьева О.В., Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А. Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29036214
  9. Гареев А.М. Болота Башкирии / А. М. Гареев, Ф. А. Максютов. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. — 144 с.
  10. Зарипова Л.А., Мозжерин В.Д., Назмеева И.В. Оценка туристско-рекреационного потенциала Бугульминско-Белебеевской возвышенности // Астраханский вестник экологического образования.  2023.  № 3(75).  С. 96-104. DOI: https://doi.org/10.36698/2304-5957-2023-3-96-104
  11. Золотова О.А. Место региональной географии в формировании системы знаний об ООПТ // География и экология в школе XXI века.  2020.  № 1.  С. 45-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41802208
  12. Мартыненко В.Б., Бикбаев И.Г., Мулдашев А.А. Биоразнообразие болот Республики Башкортостан // Западно-Сибирские торфяники и цикл углерода: прошлое и настоящее: Материалы Пятого международного полевого симпозиума. — Ханты-Мансийск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. — С. 31-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29944239
  13. Самохин Ю.С., Чистякова О.Б. Педагогика краеведения как основа обучения и воспитания в современной школе // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения.   2020.  № 1.  С. 121-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44736927
  14. Усманова А.Р., Сайфуллин И.Ю., Хамидуллин Р.А. Современное состояние лесных ландшафтов России: основные проблемы и пути решения // Астраханский вестник экологического образования.  2022.  № 2(68).  С. 65-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48343015 
  15. Хизбуллина Р.З., Тельнова Т.П., Литвинова С.А. Роль краеведческого материала в активизации познавательной деятельности учащихся при обучении географии // ЦИТИСЭ. 2021. №2 (28). С.102-115. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.2.10 

Библиографическая ссылка: Ахунов А.Р., Хамидуллин Р.А., Адельмурзина И.Ф., Зарипова Л.А., Иноземцева Д.Н. Роль географического краеведения во внеучебной работе со школьниками (на примере изучения болот Республики Башкортостан) // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 323-331. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.30