ISSN 2409-7616

Чуканов А.К.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ 5-6 КЛАССА В УСЛОВИЯХ НОВОГО ФГОС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

УДК 372.893:502.37

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.29

Чуканов А.К.1 (Владимир, Россия) — aleksaschka.chukanov@yandex.ru

1Средняя общеобразовательная школа №15

Аннотация. В работе рассматриваются особенности реализации экологического компонента в соответствии с новыми ФГОС в курсе географии 5-6 класса. Такой подход является важной составной частью целостного процесса формирования экологической культуры. ФГОС последнего поколения предполагают обязательную реализацию экологического компонента, это продиктовано тем, что основой школьного экологического образования является принцип междисциплинарности, так как в рамках какого-нибудь одного предмета оно не может быть осуществлено в полной мере. Содержание экологического компонента комплексно. Он включает идеологические, научные, нравственно- эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие аспекты. Для их реализации в школьном курсе географии 5- 6 класса сложились более благоприятные условия, чем в других предметах. Последнее объясняется прежде всего тем, что цели и задачи географического и экологического образования тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. Содержание школьного курса географии 5- 6 класса располагает объективными возможностями формирования экологической культуры и развития у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций. Существенной особенностью этих знаний и умений является наличие в их составе оценочного и деятельностного компонентов. Раскрытие их в курсе географии осуществляется в процессе изучения учебного материала о роли природы в жизни и хозяйственной деятельности человека. Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера.

Ключевые слова: экологический компонент, физическая география, 5-6 класс, окружающая среда, школьное экологическое образование, экологическая культура.

Список источников:

  1. Албогачиева З.А. Экологическое образование на уроках географии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 2-2. С. 63-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32360489
  2. Александрова С.М. К вопросу истории развития системы экологического образования // Проблемы устойчивости эколого-хозяйственных и социально-культурных систем трансграничных регионов. — Псков, ЛОГОС Плюс, 2014. — С. 340-345. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32637284
  3. Данилина А.М. Экологическое образование школьников при обучении географии средствами туристско-краеведческой деятельности // Вестник самарского государственного университета. 2010. № 3 (77). С. 189-193. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16059705
  4. Лебедева А.А., Косьминина Н.Н., Родионова М.В. Вопросы охраны природы на уроках географии и во внеурочной деятельности // Методист. 2023. № 9. С. 36-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54788390  
  5. Дородных О.В., Коваленко Л.В. Формирование эколгической грамотности и экологической культуры на уроках биологии // Педагогический поиск. 2020. № 11. С. 41-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44312316
  6. Зуева Н.К. Экологическое образование в курсе географии средней школы // Теория и практика образования в современном мире. — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 179-182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25528650
  7. Киямова А.Г., Гайсин И.Т. Неделя географии как одна из форм экологического образования в школе // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № S2-1 (31). С. 170-172. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46463324
  8. Климанова О.А. География: Землеведение: 5-6 классы: учебник / О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. — 12 — е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2021. — 272 с.
  9. Абдрахимов Д.В., Балановская А.В. Актуальность проблем экологического воспитания и образования // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 2 (95). С. 160-166. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54745595
  10. Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Эколого-педагогическая деятельность учителя в образовании школьников : дидактика экологического образования : учебное пособие. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017. — 288 с.
  11. Лисакова О.А. Формирование экологического воспитания молодежи // Актуальные вопросы образования. 2023. № 2. С. 44-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54300679
  12. Сергиенко О.С. Экологическое образование в обучении географии // Молодой ученый. 2022. № S42-1(437-1). С.30-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49853082
  13. Артемьева А.А., Малькова И.Л., Платунова Г.Р. Непрерывное экологическое воспитание и образование: от школьника к студенту // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2021. Т. 31. № 3. С. 342-344. EDN: VPODDL, DOI: 10.35634/2412-9518-2021-31-3-342-344
  14. Тюкпеева А.П. Реализация экологического образования через деятельностный подход при организации самостоятельной работы на уроках географии // Экология южной Сибири и сопредельных территорий. — Абакан: Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, 2015. — С. 63-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25425901
  15. Чуканов А.К., Богомолова Л.И. Участие в эколого-краеведческих акциях как средство формирования экологической культуры школьников // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2023. № 53 (72). С. 71-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54320091

Библиографическая ссылка: Чуканов А.К. Реализация экологического компонента в курсе физической географии 5-6 класса в условиях нового ФГОС как средство формирования экологической культуры школьника // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 314-322. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.29