ISSN 2409-7616

Генварева Ю.А., Марченкова Н.Г.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.28

Генварева Ю.А.1 (Оренбург, Россия) — genvar@mail.ru, Марченкова Н.Г.2 (Оренбург, Россия) — nata_nata1973@mail.ru

1Самарский государственный университет путей сообщения

2Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

Аннотация. Данная статья посвящена изучению возможности педагогического сопровождения профессиональной самореализации студента в образовательном пространстве вуза. Под педагогическим сопровождением профессиональной самореализации студента технического вуза мы понимаем совокупность педагогических условий взаимодействия студентов и преподавателей в образовательной среде вуза. Цель исследования – определить возможности профессиональной самореализации будущего выпускника технического вуза. Проблема самореализации решается путем обоснования педагогической специфики теоретической и профессиональной подготовки студентов, определяющей личную, профессиональную и социальную успешность будущего специалиста. В ходе опытно-экспериментальной работы выявлены трудности профессиональной самореализации. По итогам проведенной работы определены возможные направления профессиональной самореализации студента. Авторами, на основании опытно-экспериментальной работы определены факторы и риски успешной самореализации студента в образовательном пространстве технического вуза. Проанализированы возможные направления профессиональной самореализации студента технического вуза при организации педагогического сопровождения: педагогический потенциал образовательной среды вуза; формирующийся личностный потенциал студента;  восприятие студентом перспектив получаемой профессии инженера; фундаментальность вуза, вбирающая в себя традиции и инновации современных тенденций и запросов производства; принятие моделей инженерной деятельности в контексте престижа и востребованности  профессии инженера. Содержательно модернизированы педагогические технологии педагогического сопровождения профессионального саморазвития будущего инженера. Авторами рассматривается динамика профессиональной самореализации студента во время обучения в вузе. Рассматриваются вопросы реализации технологии педагогического сопровождения учебно-профессиональной самореализации студентов как будущих специалистов производственной отрасли. Определены основные задачи, условия и принципы педагогического сопровождения учебно-профессиональной самореализации студентов в техническом вузе.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение; самореализация; самореализация студента; профессиональная самореализация студента; профессиональное образование.

Список источников:

  1. Сидняев Н.И. Концептуальные основы математического образования в техническом вузе // Высшее образование в России.  2015.  № 7.  С. 36-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ufgrsn
  2. Тертычный-Даури В.Ю., Камоцкий В.И., Максимова С.Н. Проблемы преподавания математики в современном техническом вузе // Современное педагогическое образование. 2019. № 4. С.145-148. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38096971
  3. Галканов А.Г. Инновационные методы в преподавании математики в вузе: о методе от противоположного (МОП) // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2020. № 1. С.11-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42879887
  4. Замыслова А.И. Практическая направленность обучения математике в техническом вузе // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 5. С.189-196. EDN: XEJPYJ, DOI: 10.18522/2070-1403-2016-58-5-132-137
  5. Есенбекова А.Э. Современный подход к преподаванию математики в вузе / А.Э. Есенбекова, Л.К. Джумахметова, С.М. Дусталиева. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 189-192.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32437656
  6. Бова Т.И. О комплексе профессионально ориентированных задач как средстве повышения эффективности обучения математике в техническом вузе //Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2014. № 2. С. 27-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13011335
  7. Бова Т.И., Дроздович Е.Н., Кузьменко О.И. Об организации дифференцированного обучения математике будущих инженеров // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2018. № 4. С. 72-75. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=36510793
  8. Даммер М.Д., Зубова Н.В., Бочкарева О.Н. Технология продуктивного обучения физике студентов технического вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 5 (158). С. 107-130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44952777
  9. Зиновкина М.М. Теория решения изобретательских задач: научное творчество: учебное пособие для. вузов / М.М. Зиновкина, Р.Т. Гареев, П.М. Горев, В.В. Утёмов. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Юрайт, 2022. — 124 с.
  10. Генварева Ю.А., Марченкова Н.Г. Решение профессионально-ориентированных задач по физике и математике как средство формирования профессиональной компетентности будущего инженера // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С. 171-179. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.16
  11. Рябинова Е.Н. Организация самостоятельной работы студентов на основе матричной модели познавательной деятельности при изучении дифференциальных уравнений / Е.Н. Рябинова, Ю.А. Генварева, Р.Н. Хайруллина // учебно-методическое пособие для самостоятельной профессиональной подготовки студентов технических университетов — Самара, Самарский государственный университет путей сообщения. 2013. — 119 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37014258
  12. Трубилко А.И. Профессионально ориентированные задачи по физике как способ активизации познавательной способности обучающихся // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2020. № 1 (46). С. 45-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42685417
  13. Пинчук А.Ю. Формирование отечественной инженерной школы как формы эффективного ответа российского общества на большие вызовы // ЦИТИСЭ.  2021.  № 1.  С. 425-435. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.1.38   
  14. Немова Я.С.Профессионально-творческая самореализация личности как категория профессиональной успешности в образовании // Вестник науки и образования. 2019. № 15 (69). С. 86-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39184340
  15. Шутенко Е.Н. Концепция самореализации студенческой молодежи в условиях информатизации вузовской подготовки // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 9-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25337244

Библиографическая ссылка: Генварева Ю.А., Марченкова Н.Г. Возможности профессиональной самореализации студента в образовательном пространстве технического вуза // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 305-313. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.28