ISSN 2409-7616

Апанасюк Л.А., Юрьева Е.А., Квитковская А.А.

О СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К КАЧЕСТВУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.27

Апанасюк Л.А.1 (Москва, Россия) — Apanasyuk-L@yandex.ru, Юрьева Е.А.1 (Москва, Россия) — JurevaEA@rgsu.net, Квитковская А.А.1 (Москва, Россия) — KvitkovskajaAA@rgsu.net

1Российский государственный социальный университет

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки выпускника вуза, так как на современном этапе развития отмечается неудовлетворенность работодателей подготовкой выпускников вузов к реальной профессиональной деятельности, недостаточная сформированность взаимодействия системы профессионального образования и работодателей, отсутствие единых требований к компетенциям выпускника вуза. Авторы заостряют внимание на том, что на современном этапе важны не только профессиональные знания, умения и навыки выпускника вуза, но и его личностные качества. В статье обозначены ключевые качества, умения и способности, по мнению аналитиков ВЭФ-2023, которые должны быть сформированы в свете обновленных современных требований к профессиональной подготовке выпускника вуза. Целью статьи является привлечение внимания университетов, работодателей и выпускников вузов к проблеме повышения качества образовательного процесса, к необходимости более тщательной разработки основных профессиональных образовательных программ, более широкого использования информационных технологий в повышении качества образования, к необходимости развития мотивации обучающихся к образовательному процессу, саморазвитию и самообразованию. Авторы подчеркивают, что профессиональная подготовка в вузе должна быть более практико-ориентированной, что на прохождение различных видов практик должно быть увеличено количество часов, что для эффективной адаптации выпускника вуза к выбранной им области трудовой деятельности необходимо увеличение приглашений специалистов-практиков и работодателей в качестве активных участников образовательного процесса. В статье также делается акцент на личную ответственность выпускника вуза за свою конкурентоспособность с учетом быстрых изменений в сфере современных технологий, науки и производства новых.

Ключевые слова: выпускник вуза, профессиональная подготовка, качество подготовки, современный вуз, профессиональные навыки.

Список источников:

  1. Гуличева Е.Г., Кузуб Е.В., Леднева С.А. Проблемы привлечения талантливой молодёжи в сферу науки, высоких технологий и высшего образования / Коллективная монография. — Москва: Первое экономическое издательство, 2020. — 212 c. EDN: BHTDGC, DOI: 10.18334/9785912923432
  2. Дудин М.Н., Шкодинский С.В., Вашаломидзе Е.В. Цифровая экономика: новые вызовы и возможности для рынка труда и высшего образования в России // Экономика труда. 2021. № 10. С. 1089-1104. EDN: ESABQT, DOI: 10.18334/et.8.10.113576
  3.   Апанасюк Л.А., Артемьева Ю.В. Оценка эффективности стратегии университета в рамках цифрового дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт».  2023.  № 9. С. 117–127.  EDN: LCYTKZ, DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11086
  4. Alexeeva D.A., Isaikina M.A., Shilova S.A Social Responsibilities as One of the Key Professional Competencies of the 21st-century Graduates // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т.14, No. 3. P. 56-74. EDN: MDCSVP, DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-3-56-74
  5. Черникова Н.В., Короткова А.И., Нечаева О.С. К вопросу о формировании профессиональной компетенции выпускников вуза // Наука и Образование. 2021. Т. 4, №1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45755011
  6. Апанасюк Л.А., Артемьева Ю.В. Мониторинг эффективности образовательных услуг университета в цифровом дистанционном обучении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 24-28. EDN: KABFKO, DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0004
  7. Цеханович Д.Б. Подготовка специалистов в современном университете к предстоящей профессиональной деятельности // Научный лидер. 2021. №32 (34). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46673632
  8. Апанасюк Л.А., Яблонских Ю.П., Шишковская И.П. Современные требования к профессиональной подготовке выпускников вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2. С. 12-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49289825
  9. Дудина М.М., Глотова Е.Е. Изучение требований работодателей к выпускникам вузов: российский и зарубежный опыт // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. №1 (5). С. 95-98. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=22970388
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/  (Дата обращения: 15.10.2023)
  11. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 39–46. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=9933109
  12. Синкина Е.А. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в рамках реализации сетевого взаимодействия: теория и практика. монография / Е.А. Синкина, О.В. Тарасюк, А.М. Ханов. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2017. — 146 с.
  13. Соснин Н.В. Компетентностный подход в инновационном инженерном образовании: монография / Н.В. Соснин. — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. — 182 с.
  14. Забелина О.В., Асалиев А.М., Дружинина Е.С. Проблемы молодежного сегмента российского рынка труда и новые акценты политики поддержки занятости молодежи // Экономика труда. 2021. № 9. С. 985-1002. EDN: XPVUCC, DOI: 10.18334/et.8.9.113473
  1. Глотова Е.Е. Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход // Человек и общество. 2014. № 4 (41). С. 185-187. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=22970388
  2. Baskoro B.D. Work value, knowledge sharing, and creative performance among construction employees in Jakarta // RUDN Journal of Public Administration. 2021. No. 2. P. 200-215. DOI:10.22363/2312-8313-2021-8-2-200-215
  3. Борисова А.А., Белоногов А.А., Глушкова Ю.В. Трудоустройство выпускников вузов: смена приоритетов поиска профессиональной реализации // Экономика труда. 2022. Т. 9, № 3. С. 675-688. EDN: KZAXJY, DOI: 10.18334/et.9.3.114327
  4. Воронцова Е.Г., Зимина Е.В., Никулина Т.И. Специфика мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности и его связь с уровнем морально-этической ответственности студентов-юристов // Экономика труда. 2021. № 5. С. 537-548. EDN: SGVWZW, DOI: 10.18334/et.8.5.112087
  5. Сотникова С.И. Профессиональная ориентация молодежи: эффекты модернизации российской высшей школы // Экономика труда. 2021. № 2. С. 123-142. EDN: VRYYHP,  DOI: 10.18334/et.8.2.111703
  6. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Трудоустройство выпускников вузов в современном Китае: ожидания и реальность // Сравнительная политика. 2021. № 3. С. 165-185. EDN: DOBLFY, DOI: 10.24411/2221-3279-2021-10034
  7. Bojadjieva D., Cvetanoska M., Kozheski K. The Impact of Education on Youth Employability: The Case of Selected Southeastern European Countries // Youth & Society. 2021, No. 23. Р. 1-23. DOI:10.1177/0044118X211069403
  8. Мишурина О.А. Повышение качества подготовки студентов бакалавриата в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1. С. 90-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25522562
  9. Тихомиров Г.А., Дубровина Л.В. Подготовка выпускника к будущей профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности // Среднее профессиональное образование. 2015. №7. С.41-44. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=23885884
  10. Богдан Д.И. Удовлетворенность выпускников педагогических направлений подготовки качеством полученного образования в вузе: социологический анализ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 5 (80). С. 44-53. EDN: ZMGFUA, DOI: 10.26105/SSPU.2022.92.80.001
  11. Гайфуллин А.Ю. Профессиональные планы выпускников вузов: социологический анализ // Социальное время. 2022. №4 (32). С. 48-57. EDN: FHUBTX, DOI: 10.25686/2410-0773.2022.4.48
  12. Ефимова Л.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы. Монография. — М.: Изд-во РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2014. — 171 c.
  13. 10 важнейших востребованных навыков по версии ВЭФ 2023 [Всемирный экономический форум-2023_Отчет о будущем рабочих мест. [Электронный ресурс]. – URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2023.pdf  (Дата обращения: 15.10.2023)
  14. Останина С.А., Птицына Е.В. Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. С. 35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41827505
  15. Кузуб Е.В. Влияние системы образования на формирование конкурентоспособности выпускников вузов // Лидерство и менеджмент. 2022. Т. 9, № 1. С. 55-68. EDN: NCZTZN, DOI: 10.18334/lim.9.1.114299
  16. Пак Л.Г., Максимова Л.Н., Габдиев М. Формирование культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75. Ч. 4. С. 218-221. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49119637

Библиографическая ссылка: Апанасюк Л.А., Юрьева Е.А., Квитковская А.А. О современных требованиях к качеству профессиональной подготовки выпускника вуза // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 292-304. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.27