ISSN 2409-7616

Мусханова И.В., Мамуев А.М., Усамов И.Р.

ВЗГЛЯД СЕМЬИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО РЕБЕНКА С ОВЗ НА ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 376.2

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.26

Мусханова И.В.1 (Грозный, Россия) — vinter_65@mail.ru, Мамуев А.М.1 (Грозный, Россия) — mamuev61@mail.ru, Усамов И.Р.2 (Грозный, Россия) — usamov.ilyas@mail.ru

1Чеченский государственный педагогический университет

2Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова

Аннотация. В статье рассматривается взгляд семьи воспитывающего ребенка с ОВЗ на инклюзивное образование. Авторы провели исследование с целью выяснить мнение и ожидания семей в отношении инклюзивного образования и его влияния на развитие ребенка с ОВЗ. В ходе исследования были опрошены родители и близкие родственники детей с различными ОВЗ, включая ребят с нарушениями аутистического спектра, с синдромом Дауна, с нарушениями речи. В исследовании рассматривались два типа семей воспитывающих детей с ОВЗ: родители детей дошкольного возраста (50 человек) и родители детей школьного возраста (50 человек). Исследователи рассматривали отношение семей к инклюзии, степень вовлеченности в процесс образования, уровень доверия к образовательной системе и определение лучшего способа обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. Авторы обнаружили, что многие семьи высоко ценят инклюзивное образование и видят его как возможность для социализации и развития своего ребенка. Они высоко ценят возможность для своего ребенка учиться вместе со своими сверстниками без ОВЗ, участвовать в общественной жизни школы и развивать свои способности. Однако, некоторые семьи также выразили опасения по поводу отсутствия индивидуального подхода и необходимости адаптации программ обучения для детей с ОВЗ. Исследование также показало, что многие семьи ожидают от образовательной системы большей поддержки и содействия в обучении и развитии своего ребенка. Они высказали потребность в индивидуальном планировании учебного процесса, специализированных методиках обучения и возможности для регулярной обратной связи со школой. Семьи также подчеркнули важность взаимодействия с педагогами, специалистами и другими родителями, чтобы обеспечить оптимальную среду для обучения и развития своего ребенка. На основе результатов исследования авторы рекомендуют образовательным учреждениям обратить особое внимание на потребности и ожидания семей воспитывающих детей с ОВЗ. Родители предлагают разработать индивидуальные планы обучения и поддержку, а также создать механизмы для эффективной коммуникации с родителями. Они также подчеркивают важность обучения педагогов в области инклюзивного образования и создания специализированных условий для обучения детей с ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивный процесс, особые образовательные потребности, образовательная среда, ограниченные возможности здоровья, родители, родители детей с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение, поддержка родителей.

Список источников:

  1. Улыбина О.В., Хахалкина У.В., Домничев Д.Ю. Инклюзивное образование и его особенности // Московский экономический журнал. 2022. № 10. С. 737-742. EDN: KXZFOA, DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_10_621
  2. Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. С. 111-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50074096
  3. Афонькина Ю.А. Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования, обучающихся с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 11. С. 27-40. EDN: YIMXUX, DOI: 10.24411/2304-120X-2020-11079
  4. Ульзутуева О.Д. Организация инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. № 6. С. 122-132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30768082
  5. Афанасьева Л.И., Данилов Д.А., Сивцева К.Н. Партнерство школы и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6(79). С. 41-59. EDN: HMRKZX, DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10022
  6. Антошечкина Г.К., Литвинова А.Г., Викторук Е.Н. Дети, меняющие наш мир. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2018. № 1. С. 1-6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32722540
  7. Белкина И.Н., Слащинин С.А. Особенности организации взаимодействия участников в процессе инклюзивного образования школ // Проблемы педагогики. 2017. № 9. С. 1-4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30781034
  8. Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4(83). С. 203-206. EDN: SRMFSJ, DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00731
  9. Меренков А.В., Шарф А.С., Осипова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра // Перспективы науки и образования. 2019. № 6(42). С. 1-12. EDN: MQYQHC, DOI: 10.32744/pse.2019.6.30
  10. Сидоренко О.А., Хабарова И.В., Чиганова Е.А. Готовность педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию в условиях инклюзивного образования как проблема: психологический аспект // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т.13, № 2 (43). С. 274-285. EDN: KLXWUR, DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-274-285
  11. Адеева Т.Н. Проблемные аспекты и факторы готовности к инклюзивному образованию педагогов и родителей // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 4. С. 129-134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30071084
  12. Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Оценка родителями инклюзивной образовательной среды школы и своего участия в ее создании // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 3. С. 213-233. EDN: AHPSJK, DOI: 10.17759/cpse.2023120310
  13. Гусейнова А.А., Мануйлова В.В., Ушакова Е.В. Мониторинг организации образовательной среды для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2023. Т. 17. № 3. С. 242-254. EDN: LWPJM, DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.3.13
  14. Шлеина Е.С., Большанина Л.В.Теоретический обзор: развитие инклюзивного образования в России // Международный журнал экспериментального образования. 2023. № 1. С. 27-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50341536
  15. Шанаах Уаля Я.М., Хузиахметов А.Н. Особенности реализации инклюзивного образования в средней общеобразовательной школе // Оригинальные исследования. 2023. Т. 13, № 3. С. 55-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53865013

Библиографическая ссылка: Мусханова И.В., Мамуев А.М., Усамов И.Р. Взгляд семьи воспитывающего ребенка с ОВЗ на инклюзивное образование // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 281-291. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.26