ISSN 2409-7616

Цораева Ф.Н.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.25

Цораева Ф.Н.1 (Владикавказ, Россия) — aslan.sukhov.95@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. Актуальность проблемы разработки и внедрения инновационных образовательных технологий, как средств совершенствования воспитательного потенциала в современной образовательной организации обусловлена необходимостью модернизации всей системы образования в связи с глобальными трансформациями, которые затронули все сферы государственных структур. В условиях современного информационного общества учебно-воспитательная деятельность, как профессионально организованный процесс социализации молодого поколения, характеризуется многогранностью, многоаспектностью, инновационной направленностью. Это говорит о том, что в образовательных организациях актуализировалась проблема разработки и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий воспитания, требующих принципиально новых механизмов взаимодействия участников образовательного процесса. Несомненно, воспитательный потенциал технологий в образовательных организациях непрерывно будет расти, если создать для этого соответствующие педагогические условия. В связи с этим, статья посвящена проблеме реализации инновационных технологий и подходов, способствующие повышению воспитательного потенциала процесса обучения, среди которых: личностно-ориентированный, аксиологический, рефлексивно-деятельностный, интегративно-вариативный. Основываясь на перечисленные подходы, в статье предлагаются основные направления расширения воспитательного потенциала инновационных образовательных технологий за счет предоставление преподавателям свободы выбора содержания и форм организации воспитательной работы, а также определяются педагогические условия воспитания субъектной позиции обучающихся, способствующие осмыслению потребности и необходимости в получении знаний и способов деятельности, формированию у обучающихся социально значимых качеств,, овладению навыками использования теоретических знаний в практической деятельности, в том числе в решении нестандартных задач. Технологии воспитания в современной образовательной среде разработаны на основе фундаментальных научных исследований, отражающих концептуальные положения о единстве личности и деятельности, о целостности учебно-воспитательного процесса в рамках стратегических инноваций и т.д.

Ключевые слова: воспитание, обучение, воспитательный потенциал обучения, образовательная организация, инновационные образовательные технологии.

Список источников:

  1. Агзамова З.И. Процесс воспитания как этап целенаправленного формирования личности // Вестник Науки и Творчества. 2019. № 2 (38). С. 6-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37126376
  2. Бунеев Р.Н. Процесс воспитания как составная часть образовательной системы // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 5. С. 30-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11992152
  3. Велиев О.В. Диалектический характер нравственного воспитания в общественной системе // Вестник Социально-педагогического института. 2017. № 1 (21). С. 69-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32627784
  4. Гаджиев Р.М., Вотинов К.А. К вопросу о необходимости внедрения концептуального подхода в процесс воспитания молодежи // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 83-1. С. 30-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48238082
  5. Григорьева Н.К. Процесс воспитания // Spirit Time. 2018. № 11-2018 (11). С. 22-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36633358
  6. Джиоева Г.Х., Ортабаева Ф.Х. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами литературно-художественного творчества // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 199-207. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50147746
  7. Егорычев А.М., Ахтян А.Г., Квитковская А.А. Воспитание в системе российского образования: необходимость оптимизации и модернизации // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 612-623. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50147782
  8. Иванов А.В. Взаимодействие преподавателя и студентов как средство развития их духовных качеств // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). С. 421-430. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54184380
  9. Иванов А.В. Концептуальные идеи нового воспитания в условиях информационной образовательной парадигмы // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 188-198. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=50147745
  10. Колотыгина Н.Б. Единый процесс воспитания и обучения в вузе // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 4-2 (11). С. 248-249. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27442885
  11. Маслодудова Н.В. Образовательный процесс как главный фактор воспитания // В сборнике: Государство и право в эпоху глобальных перемен. Материалы международной научно- практической конференции. Под редакцией Д.Л. Проказина. – Барнаул: Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 257-277. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49162955
  12. Махаева Г.М., Пицхелаури Э.М. Школа как фактор педагогического воздействия на процесс воспитания лидерских качеств подростков // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 2 (27). С. 60-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21785415
  13. Михайлов С.Г. Процесс воспитания молодежи в условиях современных общественных трансформаций // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2021. № 2. С. 60-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45824359
  14. Немоляев В.В., Ряузов А.П., Сидоров П.М. Процесс воспитания как составляющая педагогической деятельности // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 2 (7). С. 41-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49056350
  15. Уколова Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 274-276. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21159032

Библиографическая ссылка: Цораева Ф.Н. Педагогические условия повышения воспитательного потенциала образовательных технологий// ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 273-280. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.25