ISSN 2409-7616

Тома Ж.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.24

Тома Ж.В.1 (Пенза, Россия) — Mir-876@yandex.ru

1Пензенский государственный университет

Аннотация. Цель статьи заключается в уточнении механизмов формирования субъектной позиции как основы профессионального воспитания студентов. В статье рассматриваются вызовы современного общества к подготовке профессиональных кадров. Анализируется значение профессионального воспитания студентов и конкретизируется необходимость формирования его системы в вузе. В качестве адекватного ответа на процесс формирования личностных и профессиональных качеств представляется необходимость разработки концепции, модели и системы профессионального воспитания студентов через развитие их субъектности. Автор опирается на различные точки зрения о важности формирования субъектной позиции студентов в период получения образования в вузе. В работе на теоретическом уровне представлены этапы формирования субъектной позиции студентов, даны рекомендации об условиях, в качестве которых выступают объекты профессионального образования, способствующих эффективному формирования субъектности личности студента. Представлен материал, касающийся построения процесса на основе воспитывающего обучения и обучающего воспитания в вузе. Актуальность работы связана с необходимостью совершенствования процесса профессионального студентов с учетом особенностей современной молодежи и распространением цифровой трансформации всех сфер жизни общества, в том числе и профессиональных сфер деятельности. Автор анализирует возможности воспитательной работы со студентами в условиях растущих требований к деятельности в виде мультизадачности, высокой мобильности, быстро меняющейся информации и её увеличивающихся объемов, развивающих технологий. В качестве заключения авторы рекомендуют строить процесс профессионального воспитания студентов с использованием средств и методов, направленно воздействующих на развитие субъектной позиции молодых людей.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, студенты, вуз, воспитание, обучение, субъект, субъектная позиция, деятельность.

Список источников:

  1. Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. Акмеологическая технология прогнозирования индивидуальных профессионально-ориентированных траекторий развития личности студентов // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 6. С. 69-98. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-6-69-99
  2. Кузнецов И.Б. Профессиональное воспитание специалиста посредством формирования компетенции ответственность // Специфика педагогического образования в регионах России. 2022. № 1 (15). С. 25-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50001080
  3. Анкудинова Е.В., Понкратенко Г.Ф., Анкудинова М.А.
    Использование технологии чемпионатного движения «Ворлдскиллс» в процессе профессионального воспитания бакалавров педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44595525
  4. Kononenko A. Professional personality identity: theoretical review of modern research // Psychology and social work. 2022. № 1-2(55-56). P. 80-96. DOI: 10.18524/2707-0409.2022.1-2.286672
  5. Kong Ling-Na, Yang Li, Pan Yi-Nan Proactive Personality, Professional Self-Efficacy and Academic Burnout in Undergraduate Nursing Students in China // Journal of Professional Nursing. 2021. Vol. 37(4). P. 690-695. DOI: 10.1016/j.profnurs.2021.04.003
  6. Нуриханова Н.К., Султанова Л.Ф. Профессиональная подготовка специалиста в области воспитания в современных образовательных условиях // Вестник Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы. 2023. Т. 3, № S1 (68). С. 59-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54491887
  7. Непомнящих И.А. Генезис понятия «профессиональное воспитание» студентов // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2021. № 21-3. С. 255-263. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46684414
  8. Филимонюк Л.А., Вдовенко В.В. Проектирование системы профессионального воспитания в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 228-230. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-596-228-230
  9. Воронкова Л.В., Воронков С.В. Из опыта работы формирования субъектной позиции студентов в рамках изучения учебных дисциплин педагогического цикла // Образование и общество. 2021. № 6 (131). С. 81-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47654728
  10. Uçar Ö., Ersoy A., Aksu A. Field Study on the Relationship between Personality and Professional Commitment // International Journal of Business Strategy and Social Sciences. 2020. Vol. 3(1). P. 39-50. DOI: 10.18488/journal.171.2020.31.39.50
  11. Che E.S., Brooks P.J., Schwartz A.M. How do graduate students approach college teaching? Influences of professional development, teaching assistantships, and Big Five personality traits // Frontiers in Education. 2022. Vol. 8. DOI: 10.3389/feduc.2023.982998
  12. Mironov I.P., Belozyorova T.A. The role of moral values in the professional self-realization of technical university students // Professional education in the modern world. 2022. Vol. 12(1). P. 114-124. DOI: 10.20913/2618-7515-2022-1-14
  13. Грязнов С.А. Условия формирования и развития субъектной позиции студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 1-4 (76). С. 86-88. DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-4-86-88
  14. Toro Yudistiro, Nur Hadi Imam Nawawi’s Thought On Teacher Personality Competencies And Their Relevance To National Education Standards // AL-WIJDÃN Journal of Islamic Education Studies. 2023. Vol. 8(2). P. 280-293. DOI: 10.58788/alwijdn.v8i2.2414
  15. Гельман В.Я. Формирование профессиональной культуры у студентов вуза // Alma mater. 2022. № 9.С. 37-42. DOI: 10.20339/AM.09-22.037
  16. Мартынова М.Д. Влияние цифровой реальности на состояние ценностного мира студенческой молодежи // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 251-260. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.3.21

Библиографическая ссылка: Тома Ж.В. Профессиональное воспитание через формирование субъектной позиции студентов // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 263-272. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.24