ISSN 2409-7616

Васильева Т.В., Илларионова Л.П., Вольхин С.Н.

РАЗВИТИЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

УДК 378.046.4

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.23

Васильева Т.В.1 (Москва, Россия) — tvvasilyeva87@gmail.com, Илларионова Л.П. 2(Москва, Россия) — ilp-dok@mail.ru, Вольхин С.Н.2 (Москва, Россия) — volhin_inupb@mail.ru

1Московский городской педагогический университет,

2Российский государственный социальный университет

Аннотация. Важной составляющей эпистемической культуры педагога-психолога (как одного из конструкта профессиональной культуры специалиста в целом) является эпистемическая ответственность. Авторы констатируют, что эпистемическая ответственность педагогов-психологов предполагает осознанное развитие специалистом своих системных, мультидисциплинарных (транснаучных) знаний, метакогнитивных и метапредметных навыков, вариативных профессиональных компетенций, соблюдение этических (деонтологических) принципов профессиональной деятельности и принятие ответственности за качество своей работы. Только такие педагоги-психологи могут обеспечить эффективное психолого-педагогическое сопровождение и поддержку развития обучающихся, способствовать их успешному образованию и личностному росту. В статье раскрывается содержательная сущность эпистемической ответственности, ее структурных компонентов, необходимой современному педагогу-психологу для эффективного решения профессиональных задач. Контекст развития эпистемической ответственности педагогов-психологов связан с системой непрерывного профессионального образования, которая направлена на совершенствование и развитие их профессионально-прикладных и фундаментальных системных знаний, практических умений, навыков, вариативных компетенций (универсальных, общепрофессиональных, профессиональных, метапредметных, метакогнитивных). В статье рассматриваются особенности применения проблемно-поискового, полидисциплинарного, синергетического методологических подходов в процессе реализации профессионально-образовательной программы курсов повышения квалификации педагогов-психологов с целью развития у них эпистемической ответственности. Делается вывод: развитие данной ответственности требует системного подхода, включающего специализированные профессионально-образовательные программы как в университете, так и в системе повышения квалификации, создания условий, в которых педагоги-психологи могут развивать свои навыки критического мышления, исследовательские и акмеологические компетенции, способности к самоконтролю, саморегуляции, рефлексии.

Ключевые слова: система повышения квалификации, педагог-психолог, непрерывное профобразование, эпистемическая ответственность, эпистемическая культура, методологический подход.

Список источников:

  1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – критический обзор // В кн.: Исследования по общей теории систем. Сборник переводов. — М.: Прогресс, 1969. — С. 43-58.
  2. Блауберг И.В. Системный подход в социальном познании // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. — М., 1972. — С. 157-190.
  3. Васильева Т.В., Никитина Н.И., Толстикова С.Н. Некоторые аспекты развития в системе дополнительного профессионального образования эпистемической квалификации педагогов-психологов // Bulletin of the international centre of art and education.  2023.  № 5.  С. 334-346. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54774740
  4. Вольхин С.Н., Никитина Н.И., Васильева Т.В. Антропологический подход к формированию эпистемической культуры педагогов-психологов в системе непрерывного профессионального образования // ЦИТИСЭ.  2023.  № 3.  C. 424-434. EDN: ZKZVMU, DOI: 10.15350/2409-7616.2023.3.35
  5. Галухин А.В. Эпистемологический анализ модусов достоверности в условиях привилегированного доступа // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке.  2022.  Т. 11, № 1А.  С. 5-23. EDN: JAYDRN, DOI: 10.34670/AR.2022.92.82.001
  6. Ильгов В.И., Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Деонтологическая составляющая в социально-педагогической подготовке специалистов «помогающих» (социономических) профессий в системе повышения их квалификации // Педагогический журнал. 2020.  Т. 10, № 3-1.  С. 305-313. EDN: AQKGHW, DOI: 10.34670/AR.2020.53.92.080
  7. Клиффорд У.К. Этика убеждения / пер. с англ. и примеч. Ю.В. Горбатовой, Б.В. Фауля // Философия. Журнал Высшей школы экономики.  2019.  Т. III, № 3.  С. 37-53. EDN: JIHPMJ, DOI: 10.17323/2587-8719-2019-3-37-53
  8. Перкинс Д. Как стать гением, или искусство взрывного мышления. — М.: АСТ, 2003. — 320 с.
  9. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 326 с.
  10. Пивоев В.М. Философия и методология науки. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 321 с.
  11. Реан А.А., Демьянчук Р.В. Методологические основания психологического сопровождения педагога на разных этапах его профессионально-личностного становления // Российский психологический журнал. 2016.  Т. 13, №1.  С. 85-96. DOI:10.21702/rpj.2016.1.7
  12. Рузавин Г.И. Методология научного познания. М.: Юнити-Дана, 2015. 287 с.
  13. Симонова Ж.Г. Сущность эпистемического подхода как основы развития познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета.  2009. Т.15, № 3. С. 459-463. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15141545
  14. Antoniades A. Epistemic communities, epistemes and the construction of wor1d po1itics // G1obal Society.  2003. Vol. 17 (11).  P. 21-38.
  15. Coe R. What makes great teaching?: Review of the Underpinning Research.Coe R.(eds.). — London: The Sutton Trust, 2014. — 57 p.
  16. Danielson Ch. The Framework for Teaching Evaluation Instrument.  — Princeton, NJ: The Danielson Group, 2011. — 104 p.
  17. Mihaly K., McCaffrey D.F., Staiger D.O. A Composite Estimator of Effective Teaching. — Seattle, WA: Bill & Melinda Gates Foundation RAND Corporation, 2013. — 51 p.
  18. Nikitina N.I., Galkina T.E., Agronina N.I. Personalized approach to professional development of «helping» professions specialists // Mediterranean Journal of Social Sciences.  2015.  Vol. 6, No.  5(S4).   Р. 437-445. DOI:10.5901/mjss.2015.v6n5s4p437

Библиографическая ссылка: Васильева Т.В., Илларионова Л.П., Вольхин С.Н. Развитие эпистемической ответственности педагогов-психологов в системе повышения квалификации: теоретико-методологический аспект // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 253-262. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.23