ISSN 2409-7616

Неретина Т.Г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «МОЕ ИМЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

УДК 37.04

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.10

Неретина Т.Г.1 (Магнитогорск, Россия) — neretinat@mail.ru

1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Аннотация. В статье рассматривается использование арт-педагогической технологии «Мое имя» в образовательной практике. Арт-педагогика как новое инновационное направление в педагогике обладает действенным потенциалом в решение различных образовательных, воспитательных, развивающих задач. Применение арт-педагогических технологий, техник позволяет повысить эффективность педагогического процесса, обеспечивает его эффективность за счет положительного эмоционального воздействия на личность обучающегося, вовлечение его в интересные для него виды творческой деятельности, сопряженные с индивидуальными возможностями и способностями. Отношение личности к себе является важной психологической составляющей принятия себя и данный процесс начинается уже в раннем возрасте через собственное имя, отношение к этому имени родителей, друзей, референтных лиц. Многие психологические проблемы личности сопряжены именно с тем, что человек не принимает себя, так как стесняется своего имени, которое ему не нравится. В тоже время именно через имя ребенок с детства ощущает внимание, любовь, заботу родителей, уважение окружающих. Поэтому так важно, чтобы родители и педагоги понимали, что через обращение к ребенку по имени формирует у последнего ценностное, или наоборот, отношение к себе. Ученые в области антропонимики подчеркивают связь имени человека с практическим, социальным, культурным, историческим и этическим аспектами личности. Разрабатывая арт-педагогическую технологию «Мое имя», автор стоит на позиции обобщения некоторых педагогических приемов работы с именем человека (рисование, разукрашивание, поиск информации, обобщение, конкретизация, анализ и др.). Работа с именем по методике определения цвета предполагает более глубокое изучение и понимание собственного имени, поиск его разных вариантов, знакомство с другими именами, развитие творческого мышления, самовыражение, самопринятие и самопрезентация. Применение данной технологии повышает эффективность процесса самовосприятия себя через свое имя, восприятие себя как социальной ценности.

Ключевые слова: арт-педагогическая технология, мое имя, самовыражение, самопринятие, самопрезентация, самопознание, методика определения цвета.

Список источников:

  1. Бегидова С.Н., Бегидов В.С., Липилина Е.Ю. Профессиональные качества личности педагога // В сборнике: Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях. Сборник статей: в 2-х частях. — Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2016. — С. 342-346. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26036927
  2. Бегидова С.Н., Джабатырова Б.К., Бегидов В.С. Проектирование образовательных технологий  // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8 (151). С. 4-8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44130742
  3. Зенкова А.А. Роль артпедагогических технологий в, дополнительном образовании детей // Актуальные вопросы современной науки. 2019. № 2 (2). С. 110-113. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37221905
  4. Ильина И.И., Татаринцева А.Ю. Арт-педагогические технологии в подготовке детей к школе // Коррекционная психология и педагогика в современном образовательном пространстве: актуальные вопросы, достижения, инновации: сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет,  2022. — С. 246-248. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48439540
  5. Кириченко К.В. Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый.  2017. № 42 (176). С. 164-167. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30395093
  6. Кузьмина Н.Н. Моделирование артпедагогических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 1 (17). С. 46-50. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21763984  
  7. Кульчицкая И.Ю. Роль артпедагогики в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 12-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21507067
  8. Магомедова М.К. Родительское слово как артпедагогическая технология формирования ненасильственного самосознания детей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 2. С. 54-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21785414
  9. Магомедова М.К. Использование технологий артпедагогики в воспитании ненасильственного взаимодействия в педагогическом процессе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2014. № 1. С. 28-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21694689
  10. Мирзаева Д.Ш., Курбанова З.И. Арт-педагогические технологии коррекции страхов у детей дошкольного возраста // Scientific progress. 2021. Vol. 2,  Issue 7. C. 1206-1212.
  11. Медведева Е.А. Артпедагогические технологии приобщения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья к художественной культуре  // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С.180-183. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36647503
  12. Нижников С.А. Философия имени в России: становление и современная дискуссия. Часть 1. Имяславие П.А. Флоренского // Пространство и время. 2011. Т 4(6). С. 64-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17301427
  13. Скворцова Т.П. Арт-педагогические технологии в развитии креативности детей дошкольного возраста // Педагогика искусства. 2018. № 1. С. 19-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32431886
  14. Сенько Д.С., Боярова Е.Д. Арт-педагогические технологии в системе художественного образования молодежи // Традиции и инновации в современном искусстве и художественном образовании (к 100-летию первого выпуска Витебского народного художественного училища) : материалы междунар. науч.-практ. конф. — Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2022. — 259 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49999698  
  15. Фролова Н.В. Русская антропонимическая система именования: Русский язык, литература, культура. — М.: МАКС Пресс, 2010. — С. 444-450.
  16. Христидис  Т.В. Интерактивные арт-педагогические технологии в дистанционном образовании // Артпедагогика и артпсихология в век инноваций:  материалы II Международной научно-практической конференции. — Химки: Московский государственный институт культуры, 2020. — С. 43-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44857295
  17. Хей Л. Стань счастливым за 21 день. Самый полный курс любви к себе /Л. Хей. — Москва: Эксмо, 2016. — 76 с.
  18. Яцковская И.Ф., Бегидова С.Н. Средства артпедагогики как ресурсный потенциал в профилактике эмоционального выгорания обучающихся // Искусство и образование. 2023. № 4 (144). С. 136-143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42976207

Библиографическая ссылка: Неретина Т.Г. Использование арт-педагогической технологии «Мое имя» в образовательной практике // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 108-116. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.10