ISSN 2409-7616

Жданова О.В.

ОСМЫСЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.08

Жданова О.В.1 (Москва, Россия) — o.zhdanova@adm-pushkino.ru

1Институт стратегии развития образования

Аннотация.  Система образования всегда воспринималась в российском сообществе как проблема высокой государственно-общественной важности. При этом, система образования никогда не мыслилась без института воспитания, более того, воспитание, как важнейший компонент отечественного образования, всегда определял процесс обучения. При этом, необходимо отметить, что важность воспитания в российском обществе во все исторические времена, воспринималась, понималась и обосновывалась на основе исторически сформировавшейся ментальности российского народа, с учетом его уникальной культуры, её ценностных ориентаций. Обращение к истории Подмосковья, его социально-культурному наследию, где особое место по праву занимают педагогические традиции, возможно рассматривать как один из эффективных путей гуманизации современного отечественного образования, сохранения национальных традиций в условиях глобализации и интеграции образовательного развивающего пространства. Этот процесс не может проходить стихийно, но осуществляться специально подготовленными кадрами систематически, целенаправленно с опорой на научное исследование форм, методов и основных направлений. Важная роль в становлении компетентного специалиста должна быть отведена квалифицированной помощи со стороны руководителей региона, системе повышения квалификации, самоподготовке – т.е. всем тем формам, которые позволяют формировать интерес к социально-культурному и историко-педагогическому наследию данного региона и их сохранению.

Ключевые слова: социально-культурное наследие, педагогические традиции, менталитет региона, регионализация образования, подготовка управленческих кадров.

Список источников:

  1. Брешковская К.Ю., Кувырталова М.А., Петухова-Левицкая М.И. Образовательный потенциал региональной культуры в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 369. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27695173
  2. Шульгина Д.Н. Кризис культуры и идентичности человека в условиях глобализации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2010. № 2(4). С. 173–180. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16383002
  3. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Принята 17 октября 2003 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Международная Конвенция об охране нематериального культурного наследия, Париж, 17.10.2003.
  4. Формозов А.А. Русское общество и охрана памятников культуры / А. А. Формозов. — 2-е изд., доп. — Москва: Сов. Россия, 1990. — 108 c.
  5. Кopшун В.Е. Пушкинcкиe дpeвнocти: coxpaним пpoшлoe для будущeгo. — Мocквa: Пepo, 2015. — 191 c.
  6. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. — СПб., 1914. — 19 с.
  7. Мурзина И.Я. Прикладные культурологические исследования: проблемные поля // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2012. №4. C.3-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18362843
  8. Беспалова Ю.М. Деловая этика, профессиональная культура и этикет. 3-е изд., — М.: ФЛИНТА, 2021. — 386 с. ISBN: 978-5-9765-2778-2
  9. Каган М.С. Системность и целостность // Художественное образование и наука. 2017. № 3. С. 8-11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30514786
  10. Запесоцкий А.С. Философия образования и проблемы современных реформ // Экономика образования. 2014. № 3. С. 33-41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23113633
  11. Ткаченко Е.В., Глазунов А.Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. — Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2001. — 357 с.
  12. Новиков A.M. Профессиональное образование: актуальные проблемы развития / Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник. — М.: ИПР СПО, 2002. — 176 с.
  13. Смирнов И.П. Педагогическая наука России: истории — много, стратегии – нет // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 154-174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37312425
  14. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Социальное партнерство: что ждёт работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования). — М.: Аспект, 2004. — 32 с.
  15. Кувырталова М.А., Пономарева Т.М., Савельева Н.В. Формирование профессионально — образовательной траектории у обучающихся педагогических классов в контексте отечественных традиций и инновационных подходов к подготовке педагогических кадров // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 61.  EDN: MOBTFW, DOI: 10.17513/spno.31957
  16. Егорычев А.М. Отечественный институт воспитания: социокультурные и методологические основания // Педагогическое образование и наука. 2022. № 6. С. 7-15. EDN: RTPAPZ, DOI: 10.56163/2072-2524-2022-6-7-15
  17. Егорычев А.М. Отечественный институт образования: состояние, проблемы, перспективы // Педагогическое искусство. 2022. № 2. С. 46-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50356483
  18. Иванов А.В. Методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания на разных возрастных этапах развития // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 4. С. 34-41. EDN: KBFUZP, DOI: 10.20339/AM.04-21.034

Библиографическая ссылка: Жданова О.В. Осмысление педагогического и социально-культурного наследия региона в контексте современных проблем образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 88-95. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.08