ISSN 2409-7616

Мусатова О.В., Храпченкова И.В.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ К ДОШКОЛЬНОМУ И НАЧАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

УДК 37.06

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.06

Мусатова О.В.1 (Новосибирск, Россия) — musatova-o@yandex.ru, Храпченкова И.В.1 (Новосибирск, Россия) — ivh81@yandex.ru

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся научных основ определения условий и задач психолого-педагогического сопровождения адаптации детей мигрантов в российское образовательное пространство. На основе анализа подходов к пониманию адаптации, описания факторов и вариантов адаптации, сформулировано определение социально-педагогической адаптации. По мнению авторов, социально-педагогическая адаптация детей мигрантов к образовательному пространству, в отличие от адаптации всех детей к школе, имеет более сложную структуру, поскольку включает в себя еще языковой и социально-культурный компоненты. Социальные, психологические и педагогические особенности детей мигрантов требуют постановки комплекса задач по успешной адаптации данной категории детей, включающие в себя индивидуальное психолого-педагогическое, при необходимости, психолого-медико-социальное, сопровождение детей мигрантов, в т. ч. с применением инклюзивного подхода. Инклюзивный подход понимается как создание условий достижения равных возможностей всех детей, независимо от этнической, социальной и др. принадлежности, для полноценного и активного участия в образовательном процессе. В инклюзивном подходе, прежде всего, нуждаются дети-инофоны, которым необходимо создавать условия для интенсивного изучения русского языка как неродного посредством организации групп или индивидуальной работы с ребенком. При этом для такого ребенка необходимо создать индивидуальный учебный план, что позволит индивидуализировать процесс его обучения. В плане корректируются часы на прохождение тех или иных тем, варианты их изучения, а также определяются мероприятия по социокультурной адаптации ребенка.  Важной составляющей успешной адаптации детей мигрантов являются особенности самого образовательного пространства. Только при условии формирования толерантного сознания у педагогов, учащихся и родителей представляется возможным прохождение успешной адаптации детьми мигрантов.

Ключевые слова:адаптация, дезадаптация, социально-педагогическая адаптация, дети мигрантов, адаптация детей мигрантов в образовательное пространство.

Список источников:

  1. Адаптация и интеграция детей из семей мигрантов в российской системе образования: коллективная монография / под ред. Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. — М.: Этносфера, 2022. — 169 с.
  2. Александров И.А., Овсяник О.А. Анализ классических подходов и современных исследований в вопросе изучения социально-психологической адаптации и ее стратегий // Человеческий капитал. 2022. № 6 (162). С. 30-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48689272
  3. Волчанская В.О. Социально-психологическая адаптация в отечественной и зарубежной психологии // Человеческий капитал. 2019. № 12 (132). С. 108-114 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41526986
  4. Горбунова Н.В., Бойко И. Организационно-педагогические условия формирования адаптации детей мигрантов младшего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. № 77-2. 2022. С. 115-118 URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50363646
  5. Григорьева М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных условиях обучения. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2008. — 209 с. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20051653
  6. Дударева П.М. Факторы социально-психологической адаптации детей мигрантов к учебному сообществу // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43925049
  7. Егорычев А.М., Казакова Е.В. Дети мигрантов (уровень начального образования) и характерные проблемы их адаптации в русскоязычной школе // ЦИТИСЭ. 2021. № 3. С. 114-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46631164
  8. Забавнова М.В. Исследование самооценки детей-мигрантов в условиях социально-психологической адаптации к школе. — Пенза: Наука и Просвещение, 2018. — С. 183-187. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32669620
  9. Иванкова Н.В., Нуртазина Ж.А. Школьная адаптация и дезадаптация в педагогической деятельности // Вестник Омского регионального института. 2019. № 3. С. 122-126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39189766
  10. Иванова Г.П.  Стецевич М.Ю.  Ширкова Н.Н.  Проблема адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении: результаты теоретического и эмпирического исследования // Социальные отношения. 2018. № 2. С. 106-115.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35090354
  11. Коробцова Е.В. Социально-педагогическая адаптация детей-мигрантов (теоретический аспект) // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. № 7. С. 58-64 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53737488
  12. Маврина Т.В. Адаптация детей мигрантов в начальной школе // Актуальные проблемы педагогики и психологии (Самара). 2020. № 1. С. 89-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48565554
  13. Мали Н.А. Особенности школьной адаптации детей мигрантов из Украины к условиям общеобразовательной на начальной ступени общего образования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5, № 5А. С. 89-99.
  14. Монастырская Т.И., Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Потенциал школьной образовательной среды в адаптации детей мигрантов (на примере средних образовательных учреждений города Новосибирска) // Педагогический журнал. 2020. № 4-1. С. 359-374. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44408973
  15. Мутаев У.К. Проблемы социальной адаптации и интеграции детей-мигрантов в российское общество // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.  2019.  №4(56). -С. 155-158. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42498625
  16. Нестерова А.А. Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей поддержки // Журнал исследований социальной политики.  2018.  №4.  С. 645-660. URL:// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36674688
  17. Овлякулиева А.С. Социокультурная адаптация и интеграция детей-мигрантов в школьном образовательном процессе // Вестник Воронежского института развития образования. 2021. № 8. С. 69-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48000604
  18. Омельченко Е.А. Образование детей международных мигрантов как вклад в устойчивое развитие? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19, № 2. С. 306-316. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38589420
  19. Омельченко Е.А. Технологии адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов в школе // Вестник антропологии. 2019. № 2 (46). С. 196-207. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41161166
  20. Омельченко Е.А., Шевцова А.А., Криворучко Т.В. Проект «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России»: первые итоги // ЭТНОДИАЛОГИ.  2022.  № 1(67). С.202-225. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48217815
  21. Организация психолого-педагогической работы с родителями-иностранными гражданами в начальном образовании: учебное пособие / Касенова Н.Н., Джурабаева Г.К. и др. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. — 175 с. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47882496
  22. Осин Р.В. Сравнительный анализ социально-психологической адаптации детей-мигрантов и детей представителей принимающего населения // Вестник университета. 2023. № 3. С. 201-210 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53749504
  23. Стадник А.А., Петрова С.С. Адаптация детей-мигрантов в школе // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 329-332. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44305970
  24. Старовойтова Л.И., Дирксен Н. В. Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации детей-мигрантов в российских школах // ЦИТИСЭ. 2021. №1 (27). С. 99-110. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45645420
  25. Суслова Т.Ф., Нестерова А.А., Комарова Н.М. Этнокультурная адаптация детей из семей мигрантов в школе // Педагогика. 2019. № 11. С. 34-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41478397
  26. Ушакова О.С., Андрианова Р.А. Актуальные вопросы языковой адаптации детей из семей мигрантов // Педагогическое образование и наука. 2022. № 4. С. 145-152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50154678
  27. Шумаков В.А., Дубровина Д.А., Платонова А.В. Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия // Психология. Психофизиология. 2019. № 4. C. 63-70. EDN: MZXGWX, DOI: 10.14529/jpps190407

Библиографическая ссылка: Мусатова О.В., Храпченкова И.В. Психолого-педагогические условия адаптации детей мигрантов к дошкольному и начальному образованию: теоретический аспект // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 63-77. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.06