ISSN 2409-7616

Иванов А.В.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

УДК 37.01

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.03

Иванов А.В.1 (Москва, Россия) — aivanov7@rambler.ru

1Московский городской педагогический университет

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам духовного развития современной молодежи вуза, выявлению приоритетных направлений духовного развития человека, опирающихся на современные исследования в различных областях научного знания, в сфере современной культуры, информационных технологий. В статье рассматривается содержание духовного воспитания как целеустремленной деятельности преподавателя, создающего условия для движения молодежи к идее развития и саморазвития их духовных качеств и способностей, активно участвующих в процессе взаимодействия в познавании мира и себя, и деятельности, базирующихся на духовных ценностях. Духовное развитие – это процесс, направленный на духовное усовершенствование, творческое отношение к совершенствованию качеств, обеспечивающих осознанию Высшего Я. Задачи исследования: определить актуальность проводимого исследования; выявить ведущие идеи духовного развития современной молодежи; определить возможные способы и условия духовного развития студентов. К ведущим путям относятся: идея осознания цели, содержания духовного развития, соответствующего не только сегодняшнему дню, но и Будущему, идея взаимодействия преподавателя и обучающегося, основанного на сотрудничестве и взаимопомощи.  Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются аксиологический, философский и деятельностный подходы, позволяющие синтезно рассмотреть данный вопрос. Изучение проблемы духовного развития на основе вышеперечисленных подходов позволит раскрыть одно из ведущих направлений современного воспитания. В статье раскрываются базовые идеи духовного развития студентов. Материалы статьи представляют практическую ценность для исследователей проблем воспитания, студентов, преподавателей вузов.

Ключевые слова: духовное воспитание, духовное развитие, взаимодействие, психологическая гармония, психологическое созвучие, технологии духовного развития, культурно-образовательная среда вуза.

Список источников:    

  1. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. № 5. С. 38-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21972971
  2. Московский педагогический государственный университет, 2019. — 36 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22565134
  3. Велихов Е.П., Котов А.А., Лекторский В.А., Величковский Б.М. Междисциплинарные исследования сознания: 30 лет спустя // Вопросы философии. 2018. № 12. С. 5-17. EDN: YPXGMH, DOI: 10.31857/S004287440002578-0
  4. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2002. — 296 с.
  5. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 138 с.
  6. Иванов А.В. Проблема коллектива в новых историко-культурных условиях: Монография. — М.: Перспектива, 2017. -167 с.
  7. Иванов А.В. Методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания на разных возрастных этапах развития // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 4. С. 34-41. EDN: KBFUZP, DOI: 10.20339/AM.04-21.034
  8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987. —  190 с.
  9. Бедерханова В.П., Демакова И.Д., Крылова Н.Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С. 16-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17716528
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Смысл, 2005. — 352 с.
  11. Пазекова Г.Е., Пазеков Е.В. Феноменология психологической гармонии личности // Фундаментальные исследования. 2018. № 2-15. С. 3399-3403. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23420829
  12. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. 2018. №5. С. 5-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17825491
  13. Сухомлинский В.А.  Рождение гражданина. — М.: Родина, 2023. — 400 c. ISBN: 978-5-00222-038-0
  14. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании: Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1968. — 150 c.
  15. Bell A. Bringing Moral Cognition and Moral Action / А. Bell. — N.Y.: Teachers College Press, 2020. — P. 34-58.
  16. Croitoru I., Munteanu H. The Moralreligious Education — A Support of Selfconscience Training // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. №116. P. 2155-2163. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.536
  17. Gangnon B., Milbourne C. Dear barista: Professors as mem-bers of the service class. Paper presented at the International Congress of Qualitative Inquiry, Urbana-Champaign, IL. 2018.
  18. Hunzicker J. Building Professor-Student Relationships in an Age of Social Networking, 2019. — 206 p.
  19. Ivanov A.V., Akhtyan A.G., Vishnyakova V.A. Pedagogical conditions for developing a sense of responsibility in adolescents and youth // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9. № 11. P. 1809-1821. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36463851
  20. Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality. Birmingham, 2019. — 300 p.

Библиографическая ссылка: Иванов А.В. Духовное развитие молодежи в культурно-образовательной среде вуза // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 33-44. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.03