ISSN 2409-7616

Маркина Т.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.39

Маркина Т.В.1 (Челябинск, Россия) — nauka_ped@mail.ru

1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Аннотация. Подготовка современных авиационных специалистов имеет разностороннюю направленность. Так, к аспектам образовательного процесса авиационного военного вуза можно отнести непосредственно профессиональную подготовку, направленную на получение теоретических знаний и практических навыков, физическую и психологическую подготовку и воинское воспитание. Вместе с тем, по мнению автора, обеспечение высокого качества подготовки авиационных специалистов достигается путем развития их профессионально важных качеств. Именно они во многом определяют уровень развития профессиональной надежности обучающихся. Однако среди научных публикаций обнаруживаются единичные работы освещающие вопросы профессиональной надежности курсантов авиационных вузов и ее формирования. Автору представляется, что для качественной организации образовательного процесса в условиях военного вуза необходимо разработать комплекс педагогических условий ее формирования. Анализ научных публикаций и опыт работы автора в структуре авиационного военного вуза позволил на основе положений системного, субъектно-средового и проблемно-деятельностного подходов, сформулировать эти условия и провести их понятийный разбор. К данным условиям относятся: побуждение курсантов к профессиональному становлению, и их стимулирование (направленно на побуждение курсантов и формирование субъектности); межсубъектная коммуникация в ходе педагогического сопровождения курсантов (направленно на оптимизацию самой среды и поддержки курсантов); обеспечение рефлексивного взаимодействия в квазипрофессиональной среде (направленно на взаимодействие с действующими профессионалами для того чтобы максимально способствовать формированию профессиональной надежности). В статье автором рассматриваются ключевые аспекты разработанных педагогических условий, способствующих повышению качества процесса формирования профессиональной надежности курсантов авиационных вузов.

Ключевые слова: профессиональная надежность, курсанты, авиационный военный вуз, педагогические условия, субъектность, среда.

Список источников:

  1. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. — 3-е изд. — М.: ИИО РАО, 2010. — 326 с.
  2. Маркина Т.В. Профессиональная надежность офицера-штурмана: сущность и характеристики понятия // Современный ученый. 2021. № 5. С. 123-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46660814
  3. Гаркавцев Е.И. Педагогические условия формирования профессиональной надежности будущих сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.  2015.  № 1-2.  С. 68-73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22976081
  4. Поярков С.Ю. Формирование профессиональной надежности правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Поярков Сергей Юрьевич. — Санкт-Петербург, 1997. -140 с.
  5. Осадчук О.Л. Система формирования профессиональной надежности будущих педагогов: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Осадчук Ольга Леонидовна. — Москва, 2020. — 363 с.
  6. Грачев К.А., Мельничук П.В., Дмитриев Г.Г. Анализ педагогических условий в военно-педагогической подготовке курсантов военно-технических вузов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.  2013.  № 2(96).  С. 23-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18830488
  7. Казакова И.В. Побуждение к действию как результат регуляции внутренней активности // Наука о человеке: гуманитарные исследования.  2019.  № 1(35).  С. 83-88. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2019.35.83
  8. Головешкин В.Б. Побуждение курсантов к обучению // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал.  2017.  № 2(42).  С. 138-140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29451980
  9. Бобков, О. Б. Особенности учебно-профессиональной мотивации курсантов военных вузов на разных этапах профессионального становления: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Бобков Олег Борисович. — Самара, 2012. — 261 с.
  10. Боленко Ю.В. Психологическая готовность как компонент профессиональной подготовки специалиста // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России.  2012.  № 1(60).  С. 3-9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23638878
  11. Тимонин А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика.  2012.  Т. 18, № 1-1. – С. 55-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17737771
  12. Надежкин Е.Г. Педагогическое стимулирование профессиональной самореализации курсантов военных вузов: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Надежкин Евгений Геннадьевич. — Ярославль, 2002. — 182 с.
  13. Юрцев И.В. Педагогическое стимулирование курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии с социальными институтами // Проблемы и перспективы развития образования в России.  2011.  № 10.  С. 188-192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20585037
  14. Горшкова В.В. Диалог как форма межсубъектного взаимодействия // Идеи и идеалы. 2012. Т. 2, № 3. С. 18-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18023850
  15. Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. — СПб, 1995. — 186 с.
  16. Бережных Е.А., Григорьева С.Г., Поташова И.И. Педагогическое сопровождение как особая форма воздействия в реальной практике обучения в вузе / Е. А. Бережных, // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 83-90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36776702
  17. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. [Текст] / под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. -М.: Академия, 2006. — 240с.
  18. Локтионов А.Г. Педагогическое сопровождение формирования личностно профессиональной устойчивости курсанта военного вуза: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Локтионов Александр Геннадьевич. — Ставрополь, 2008. — 163 с.
  19. Струков А.Б. Педагогическое сопровождение адаптации курсантов к условиям обучения в высших военных учебных заведениях: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Струков Анатолий Борисович. — Саратов, 2005. — 172 с.
  20. Тенчурин А.Ю. Педагогические условия эффективного функционирования системы педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 1(91). С. 149-154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37332173
  21. Тукачева Т.П. Теоретические аспекты организации педагогического сопровождения формирования копинг-поведения будущих офицеров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019.  № 8(141).  С. 27-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39561888
  22. Кашлев С.С. Тенденции преподавания педагогики как учебной дисциплины в вузах Беларуси // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук.  2009.  № 2.  С. 41-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22999298
  23. Габдрахманова Р.Г., Хусаинова Р.М., Чиркина С. Е. Рефлексивная деятельность студента в системе психолого-педагогического образования как показатель его готовности к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие.  2015.  № 2(44). –С. 55-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23764644
  24. Бережнова, О. В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Бережнова Ольга Викторовна. — Ростов-на-Дону, 2005. — 188 с.
  25. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. — М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2013. — 424 с.
  26. Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе. — М., 1981. — С. 124-152.
  27. Войтик И.М. Оценка и развитие рефлексивного мышления / И. М. Войтик, И. Н. Семенов. — Новосибирск: Сибирская академия государственной службы, 2001. — 144 с.
  28. Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 170 с. – (Высшее образование).
  29. Передерий О.С. Специфика элементов квазипрофессиональной среды как условия подготовки курсантов к международному взаимодействию / О. С. Передерий // Педагогический журнал.  2019.  Т. 9, № 2-1.  С. 281-288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39243157
  30. Порошин В.О. Квазипрофессиональная среда как условие подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию // ЦИТИСЭ.  2020.  № 1(23).  С. 19-27. DOI: 10.15350/24097616.2020.1.02

Библиографическая ссылка: Маркина Т.В. Педагогические условия формирования профессиональной надежности курсантов авиационных вузов // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 471-483. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.39