ISSN 2409-7616

Вольхин С.Н., Никитина Н.И., Васильева Т.В.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭПИСТЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.013

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.35

Вольхин С.Н.1 (Москва, Россия) — volhin_inupb@mail.ru, Никитина Н.И.1 (Москва, Россия) — nn00803@mail.ru, Васильева Т.В.2 (Москва, Россия) — tvvasilyeva87@gmail.com

1Российский государственный социальный университет

2Московский городской педагогический университет

Аннотация. Антропологический подход к непрерывной профессиональной подготовке педагогов-психологов является одним из базовых методологических подходов к процессу профессионального становления специалиста социономического (помогающего) профиля. Данный подход имеет достаточно богатую историю своего теоретического (научно-концептуального) обоснования. В статье рассмотрены причины, которые актуализируют объективную необходимость реализации антропологического подхода в системе непрерывного профессионального образования педагогов-психологов, а также обуславливают востребованность у данных специалистов сформированности эпистемической культуры. Авторы констатируют, что профессиональная культура педагога-психолога должна быть многоаспектной, достаточно обширной и глубокой, чтобы успешно справляться с комплексными сложными профессиональными задачами, новыми вызовами в образовательной среде, социальной сфере, психолого-педагогической практике. В структуре профессиональной культуры педагога-психолога особое место занимает такая составляющая (профессиональная субкультура) как эпистемическая культура. В статье раскрывается содержательная сущность данной культуры, необходимой современному педагогу-психологу для эффективного решения профессиональных задач. В статье рассматриваются особенности реализации антропологического подхода в системе непрерывного профессионального образования педагогов-психологов с целью формирования и развития у них эпистемической культуры. Важной составляющей эпистемической культуры педагога-психолога является эпистемическая ответственность. В статье рассмотрены некоторые трудности, которые возникают (могут возникнуть) в процессе реализации антропологического подхода в системе непрерывного профессионального образования «вуз – последипломное образование» специалистов психолого-педагогического профиля.

Ключевые слова: антропологический подход, непрерывное профессиональное образование, педагог-психолог, эпистемическая культура, эпистемическая ответственность.

Список источников:

  1. Автионова Н.В., Никитина Н.И., Гребенникова В.М. Педагогическая антропология. — М.: Перспектива, 2021. — 194 с.
  2. Видгоф В.М. О культурно-антропологическом измерении непрерывного образования // Психолого-антропологические и культурологические подходы в системе непрерывного образования. — Томск: Томский государственный университет, 1997. — С. 7-11.
  3. Воробьева К.Н. Антропологический подход к воспитанию // Педагогика. 2007. №5. С. 55-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15533832
  4. Галухин А.В. Эпистемологический анализ модусов достоверности в условиях привилегированного доступа // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2022. Т. 11. № 1А. С. 5-23. EDN: JAYDRN, DOI: 10.34670/AR.2022.92.82.001
  5. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Социально-педагогические, интегративно-антропологические и технологические аспекты формирования инклюзивной образовательной среды // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 4-2. С. 119-126. EDN: XUWKJP, DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-4/2-119-126
  6. Ильгов В.И., Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Деонтологическая составляющая в социально-педагогической подготовке специалистов «помогающих» (социономических) профессий в системе повышения их квалификации // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, № 3-1. С. 305-313. EDN: AQKGHW, DOI: 10.34670/AR.2020.53.92.080
  7. Клиффорд У.К. Этика убеждения / пер. с англ. и примеч. Ю.В. Горбатовой, Б.В. Фауля // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. III, № 3. С. 37-53. EDN: XBOSZJ, DOI: 10.17323/2587-8719-2019-3-15-36
  8. Кондаков А.М., Сергеев И.С. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы // Педагогика. 2020. № 12. С. 5-22. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=45694959
  9. Максакова В.И. Педагогическая антропология. — М.: Академия, 2004. — 208 с.
  10. Масленников Е.В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологическом исследовании. — М.: Наука, 2001. — 203 с.
  11. Новиков В.К. Методология и методы научного исследования. — М.: Альтаир: МГАВТ, 2015. — 211 с.
  12. Перкинс Д. Как стать гением, или искусство взрывного мышления. — М.: АСТ, 2003. — 320 с.
  13. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 326 с.
  14. Пивоев В.М. Философия и методология науки. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 321 с.
  15. Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования: (История, теория, практика). — Томск: ТПГУ, 1997. — 159 с.
  16. Реан А.А., Демьянчук Р.В. Методологические основания психологического сопровождения педагога на разных этапах его профессионально-личностного становления // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, №1, С. 85-96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26002165
  17. Рузавин Г.И. Методология научного познания. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 287 с.
  18. Симонова Ж.Г. Сущность эпистемического подхода как основы развития познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. 2009. Т. 15, № 3. С. 459-463 URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=15141545
  19. Слободчиков В.И. Антропологический смысл профессионального образования (экспертное мнение) // Организационная психолингвистика. 2020. № 4 (12). С. 91-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44876418
  20. Coe R. What makes great teaching? Review of the Underpinning Research. Coe R.(eds.). — London: The Sutton Trust, 2014. — 57 p.
  21. Danielson Ch. The Framework for Teaching Evaluation Instrument. — Princeton, NJ: The Danielson Group, 2011. — 104 p.
  22. Mihaly K., McCaffrey D.F., Staiger D.O., Lockwood J.R. A Composite Estimator of Effective Teaching. — Seattle, WA: Bill & Melinda Gates Foundation RAND Corporation, 2013. — 51 p.
  23. Nikitina N.I., Galkina T.E., Agronina N.I. Personalized approach to professional development of «helping» professions specialists // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 5. S4. P. 437-445. DOI:10.5901/mjss.2015.v6n5s4p437

Библиографическая ссылка: Вольхин С.Н., Никитина Н.И., Васильева Т.В. Антропологический подход к формированию эпистемической культуры педагогов-психологов в системе непрерывного профессионального образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 424-434. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.35