ISSN 2409-7616

Лю Юй, Андросова И.В.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

УДК 378.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.34

Лю Юй1 (Цзинань, Китай) — ly_tit@qq.com, Андросова И.В.2 (Курск, Россия) — irinka-rusik@mail.ru

1Шаньдунский транспортный университет

2Юго-Западный государственный университет

Аннотация. Настоящее исследование посвященопроблеме организации воспитательной работы с иностранными студентами, получающими высшее образование в российских вузах. Несмотря на существенные изменения геополитической ситуации в мире, количество иностранных студентов, прибывающих в Россию с целью получить образование, не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Тенденция увеличения притока иностранных студентов в Россию усиливает значение и роль качественной воспитательной работы, способствующей решить адаптационные проблемы, в высших учебных заведениях.  Цель написания статьи состоит в формировании ключевых направлений воспитательной работы в российских вузах с учетом особенностей иностранных студентов (преимущественно студентов из Китайской народной республики). Для достижения данной цели в научной публикации решены следующие задачи: обоснование интереса к России как стране для получения высшего образования со стороны иностранных студентов, что подтверждено цифровыми данными; обобщение основных направлений воспитательной работы (применительно к иностранцам) в российских вузах; формирование ряда мероприятий, направленных на корректировку программ обучения и адаптацию китайских студентов. В ходе написания научной статьи использованы общенаучные методы исследования: статистические, формализованные, гипотетико-дедуктивный метод и другие. Эмпирической базой исследования выступили данные Министерства науки и высшего образования РФ, результаты научные исследований различных авторов, а также собственные выводы авторов статьи. Основными результатами научной публикации выступают выделенные авторами основные направления и мероприятия, способствующие в перспективе решить проблемы адаптации китайских студентов и ориентированные на совершенствование учебно-методической базы с учетом особенностей студенческого контингента.

Ключевые слова: воспитательная деятельность; иностранные студенты; студенческая адаптация; высшее образование; учебно-методическая работа.

Список источников:

  1. Власова А.Д., Колышкина В.А., Гитман Е.К. Воспитательная работа в вузе: историко-правовой аспект // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 17-25. EDN: CLUCQH, DOI: 10.24412/2712-827X-2022-9-17-25
  2. Гасанова Р.Р., Мэнлинь Ф. Социальная адаптация китайских студентов посредством культурно-досуговой деятельности // Перспективы науки. 2018. № 11(110). С. 170-174. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36881785
  3. Глушенков А.М. Система воспитательной работы в вузе: практика организации и управления // Известия АСОУ. 2015. № 3-1. С. 66-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26289583
  4. Есенкова Г.А. Повышение эффективности формирования образовательной компоненты человеческого капитала в условиях цифровой трансформации общества и становления экономики знаний / Г. А. Есенкова, А.В. Евченко, Т.П. Алдохина // Актуальные вопросы развития современного общества: Сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции. — Курск: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2020. — С. 173-178. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42846214 
  5. Костина А.В. Воспитательная работа в вузе как система: функции, структура, содержание // Ученый совет. 2022. № 3. С. 176-185. EDN: KWTMLI, DOI: 10.33920/nik-02-2203-02
  6. Кульчиева Э.Г., Батыров А.Е. Система воспитательной работы в современном // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 121-126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24835283
  7. Логинов О.Н., Заппаров Р.И., Кондратьев П.А. Воспитательная работа с иностранными студентами в процессе занятий по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2018. № 12. С. 37-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36488688
  8. Макарова В.Н. Воспитательный процесс в современном вузе: проблемы и пути их решения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 2(65). С. 280-285. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28886034
  9. Рыбакова М.В., Иванова Н.А. Адаптация китайских студентов в российских вузах: некоторые проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 3. С. 410-417. EDN: YFWZPT, DOI: 10.34823/SGZ.2022.3.51823
  10. Семенова Е.В. Воспитательный процесс в современном вузе // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2017. Т. 5, № 7-2(33-2). С. 330-333. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30626331
  11. Симоненко Е.С. Метод проектов в практике преподавания русского языка как иностранного в ВУЗах Китая для студентов технических специальностей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8, № 3(28). С. 191-197. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36356195
  12. Симонова Ж.Г. Принципы активизации познавательной деятельности студентов в процессе организации самостоятельной работы на основе использования информационных технологий обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15, № 2. С. 418-421. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23413888
  13. Ситосанова О.В. Воспитательная работа в вузе // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2021. № 15. С. 246-249. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47334771
  14. Тин У. Адаптация китайских студентов в российских вузах: проблемы, пути решения // Образование и право. 2020. № 11. С. 187-190. EDN: VIFOJJ, DOI: 10.24411/2076-1503-2020-11128
  15. Фефелов А.В., Тактак М. Особенности воспитательной работы по адаптации иностранных студентов // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2021. № 3. С. 30-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47216084

Библиографическая ссылка: Лю Юй, Андросова И.В. Приоритетные направления воспитательной деятельности с иностранными студентами в российских вузах // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 414-423. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.34