ISSN 2409-7616

Ондар Ш.О.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАДЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ

УДК 37.01

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.28

Ондар Ш.О.1 (Кызыл, Россия) — won986@rambler.ru

1Кызыльский президентский кадетский корпус

Аннотация. Воспитательное пространство – один из наиболее значимых факторов воспитания кадета. Ценности и смыслы будущей военной службы, ресурсы самоопределения, самореализации и саморазвития личности, ценностно-смысловой обмен со значимым старшим, взаимодействие со сверстниками и коллективами – все это предстает перед воспитанником в специальным образом организованной среде. Несмотря на то, что развитие воспитательной среды является предметом постоянной заботы педагогических коллективов и самих воспитанников, эта деятельность не находит адекватной оценки в силу отсутствия общепринятых критериев и показателей, дефицита специальных инструментов и даже наличия определенных стереотипов. Эффективная воспитательная среде, по определению, «материально богатая», насыщенная современными средствами обучения, воспитания и развития личности, требующая больших финансовых затрат на создание, поддержание и развитие. Разумеется, затраты и ресурсы критически важны, однако, материально-финансовая оценка не всегда адекватна реальным воспитательным эффектам. Применение средового подхода в развитии воспитания кадет означает специальное проектирование, расчет и организацию воспитательных пространств, воспроизводящих запланированный эффект. Автором предлагается такая сравнительная характеристика воспитательного пространства, как эффективность, основанная на соотнесении затрат и полученного результата, «взятого» относительно личности воспитанника. Выполнен обзор педагогического опыта оценки эффективности воспитательного пространства. Получили характеристику эффекты двух типов: объективные (наполнение и организация воспитательного пространства) и субъективные (наполнения воспитательного пространства личными смыслами и значениями). Материалы статьи могут быть использованы в исследовании проблем развития воспитательного пространства образовательных организаций, а также для оценки практической средообразующей деятельности педагогов и педагогических коллективов.

Ключевые слова: среда, пространство, воспитание, педагогическая деятельность, эффективность, оценка.

Список источников:

  1. Гордеев К.С., Жидков А.А., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Понятие и сущность воспитательного пространства образовательной организации // Трибуна ученого. 2021. № 7. С. 206-209. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47168174
  2. Резниченко М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: критерии эффективности // Педагогическое образование и наука. 2009. № 8. С. 28-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17060086
  3. Асриев А.Ю. История кадетского образования России: обзор системных исследований // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 8. С. 7-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18204215
  4. Гусакова В.О. Особенности организации воспитательного пространства в кадетских корпусах // Учитель на все времена. Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Маликова Р.Ш. — Санкт-Петербург: Экспресс, 2011. — С. 48-51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32465953
  5. Рачковская Н.А. Проектирование воспитательного пространства современного вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 180-183. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42813173
  6. Салык Н.А. Механизм создания воспитательного пространства: открытое взаимодействие образовательных организаций // Воспитание школьников. 2019. № 2. С. 16-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37949211
  7. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Воспитательное пространство вуза: проблемность определения и построения // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы Х Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). — Тамбов: Державинский, 2019. — С. 55-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41355781
  8. Рогалева Г.И. Средовой подход в воспитательном пространстве вуза // Инновационные технологии в образовании и науке. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. — С. 181-186. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29164466
  9. Липкина Н.Г. Воспитательное пространство школы в аспекте гуманизации процесса образования // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов. В 2-х томах. Ответственный за выпуск Л.А. Метлякова. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. — С. 163-165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37049523 
  10. Шубникова Е.Г. Воспитательное и профилактическое пространства как педагогические категории // Дорожно-транспортный комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов XII студенческой научно-практической конференции. — Чебоксары: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2020. — С. 152-159 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44877588
  11. Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Социокультурная среда и воспитательное пространство: отличие и взаимосвязь // Образование личности. 2018. № 4. С. 90-99. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36997698
  12. Жаркова М.В. Исследование плотности воспитательного пространства //  XXV Нижегородская сессия молодых ученых (технические, естественные, гуманитарные науки). материалы тезисов и докладов. — Нижний Новгород: Нижегородский научно-информационный центр, 2020. С. 290-293 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45675628
  13. Буршит И.Е. К вопросу о мониторинге эффективности образовательной среды школы // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. — Уфа:  Вестник науки, 2020. С. 214-219. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42872317
  14. Шиханова Е.Г. Формы воспитания в контексте организации воспитательного пространства вуза // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 9-10 (25-26). С. 50-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36415303
  15. Денисова А.Б. Информационные технологии в воспитательном пространстве высшего учебного заведения // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30). С. 17-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42828909
  16. Полякова В.А. Педагогическое управление воспитательным пространством в условиях цифровой трансформации // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 41-48 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49404431
  17. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. — М.: Народное образование, 2019. — 448 с.
  18. Богатырева М.З. Воспитательное пространство современного университета: возможности и перспективы развития // Преемственность в образовании. 2019. № 22(06). С. 803-806. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38487104
  19.  Мокрецова Л.А., Попова О.В., Швец Н.А. Воспитательное пространство педагогического вуза и школы: практика реализации // Педагогическое образование в России. 2021. № 2. С. 110-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45743291
  20. Боровлев А.Е. Методы расчета эффективности студента в электронной образовательной среде на основе динамических показателей // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2022. № 34. С. 778-783. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48284360
  21. Қосимова М.З. Проблемы эффективности образования в новой образовательной среде // Академическая публицистика. 2019. № 3. С. 116-118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37183839
  22. Иванов А.А. О формировании цифровой образовательной среды: условия справедливости и эффективности // Школа университетской науки: парадигма развития. 2020. № 1 (35). С. 89-90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45932956
  23. Куркина Н.Р., Стародубцева Л.В. Цифровая образовательная среда как инструмент повышения эффективности управления образовательной организацией // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-1. С. 220-224. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41480016
  24. Шустова И.Ю. Факторы, порождающие воспитательное пространство в школе // Гуманизация образовательного пространства. сборник научных статей по материалам международного форума. — М.: Перо, 2018. — С. 194-199. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37230859
  25. Мануйлов Ю.С. Среда в вопросах и ответах // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 12-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24975383
  26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. — М.: Array Литагент «ПСТГУ», 2013. — 432 с.
  27. Асриев А.Ю. Основные тенденции в разрешении проблемы военно-профессионального самоопределения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 4 (31). С. 27-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11721066
  28. Ковалева Е.Н., Моцар Е.М., Сандберг А.Б. Формирование воспитательного пространства обучающихся в рамках профориентационной работы // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2019. № 1 (23). С. 50-55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38231080

Библиографическая ссылка: Ондар Ш.О. Эффективность воспитательного пространства кадетской образовательной организации: к проблеме оценки // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 328-337. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.28