ISSN 2409-7616

Попова Н.В., Ладыгина О.В., Осипчукова Е.В.

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ В АСПЕКТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УДК 378.14:811.161.1:316.614

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.27

Попова Н.В.1 (Екатеринбург, Россия) — NV_Popova@mail.ru, Ладыгина О.В.2 (Душанбе, Таджикистан) — friedrichii@rambler.ru, Осипчукова Е.В.1 (Екатеринбург, Россия) — e.v.osipchukova@urfu.ru

1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

2Российско-Таджикский (Славянский) университет

Аннотация. Проблема адаптации иностранной студенческой молодежи в новой стране, образовательной ситуации, в новом коллективе всегда будет актуальной для изучения, так как обоснована изменением как социокультурных характеристик общества, так и характеристик личности самого субъекта – студента. Обоснование применяемых технологий работы по адаптации иностранной молодёжи в вузе может быть дано только на основании комплексного и систематического изучения молодежной среды вуза. Цель исследования: изучение адаптации иностранных студентов в вузе в аспекте межкультурного взаимодействия. В рамках исследования использованы следующие методы: сравнительный анализ результатов, вторичный анализ данных по результатам исследования Центра по развитию партнёрства с выпускниками УрФУ 2017-2022 годов и анкетирование среди иностранных студентов УрФУ. В результате исследования определены мотивы выбора иностранными студентами университета и цели на будущее, их взаимодействие со студенческими организациями, с сотрудниками и студентами университета. Сделан вывод о том, что студенты разных возрастов и национальных принадлежностей активно задействованы в студенческой жизни, проводимых мероприятиях и обучающих семинарах. Процесс адаптации способствует социализации каждого иностранного студента в новом образовательном пространстве и неразрывно связан с межкультурным взаимодействием. Результаты исследования применимы специалистами по работе с иностранной молодежью вузов, общественными студенческими объединениями, работающими с иностранными студентами для дальнейшего изучения динамики адаптации иностранных студентов в вузе в аспекте межкультурного взаимодействия, при разработке адаптационных студенческих программ для иностранных студентов, организации молодежных мероприятий землячеств в вузе.

Ключевые слова: иностранные студенты, адаптация, межкультурное взаимодействие.

Список источников:

  1. Гуфуров Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении. В 2 т. Т. 1. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. — М.: Госполитиздат, 1949. — 476 с.
  2. Ладыгина О.В. Идентичность и её актуальность в современном Таджикистане: монография. — Душанбе: Российско-Таджикский (Славянский) университет, 2017. 137 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30625896
  3. Ладыгина О. В., Попова Н. В. Роль культурной политики в формировании национальной идентичности молодежи Таджикистана // Известия Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана. 2022. № 2. С. 35–40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49312433
  4. Пономарев А.В., Реймер Е.В. Спорт как фактор формирования толерантности в студенческой среде // Теория и практика физической культуры. 2022. № 11. С. 8–9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49706605
  5. Брусиловский Д.А. Возможности адаптации мусульман-мигрантов к европейской культуре в глобализирующемся мире // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». 2016. № 2 (59). С. 43–47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26508342
  6. Брусиловский Д.А. Межкультурный и межрелигиозный диалог как способ достижения истинной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (72). С. 53–58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26681324
  7. Ажыбекова К.А., Брусиловский Д.А., Есипов И.И. Методология адаптации мусульман-мигрантов к европейской культуре // Евразийский юридический журнал. 2017. № 7 (110). С. 351–355. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29866657
  8. Смолина Т.Л., Мельникова А.А. Психология кросс-культурной адаптации : монография. — СПб.: Скифия, 2017. — 303 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36853274
  9. Терещенко Т.М., Федотова Л.А. Академическая адаптация иностранных студентов в образовательном пространстве педагогического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 3 (146). С. 68–73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42708393
  10. Осипчукова Е.В., Попова Н.В., Попова Е.В. Адаптация студентов в учреждениях высшего образования: факторный анализ // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8, № 4 (34). С. 66–74. EDN: XISLFT, DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-4-66-74
  11. Кисиленко А.В., Шаповалова И.С. Проектирование жизненного пути или каким молодежь видит свое будущее? // Социологические исследования. 2023. № 2. С. 83–94. EDN: ODCAGO, DOI: 10.31857/S013216250024385-6
  12. Ядова М.А. Жизненные траектории молодежи в XXI веке: риски и возможности // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 83–93. EDN: VDHCRW,  DOI: 10.31857/S013216250011067-6
  13. Гигин В.Ф., Грищенко Ж.М. Студенты эпохи цифровых технологий: жизненные смыслы в реалиях белорусского общества // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 110–120. DOI: 10.31857/S013216250013571-1. EDN: QJMNSM, DOI: 10.31857/S013216250013571-1
  14. Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В. «Портфель идентичностей» молодежи Юга России спустя 12 лет // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 76–87. EDN: HEOCFJ, DOI: 10.31857/S013216250019645-2
  15. Симонян Р. Х. Студенты приграничных регионов России и Казахстана о проблемах добрососедства в условиях сближения Европы и Азии // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 114–122. EDN: POYCNN, DOI: 10.31857/S013216250016655-3
  16. Ладыгина О.В., Попова Н. В. Значение национальных идентификационных предпочтений молодежи в сохранении и развитии национальных культур // Известия Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана. 2023. № 2. С. 50–55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53844365
  17. Харина И.В. Опытно-экспериментальная работа по формированию поликультурной компетентности иностранных студентов в образовательном пространстве российского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. C. 1–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20992305
  18. Воспитательная деятельность в вузе: современные подходы: монография / В. Т. Ананьина, Е. А. Алешина, А. А. Белов [и др.]; под общ. ред. А. В. Пономарев.  — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. — 344 с. ISBN 978-5-7996-3473-5

Библиографическая ссылка: Попова Н.В., Ладыгина О.В., Осипчукова Е.В. Адаптация иностранных студентов в вузе в аспекте межкультурного взаимодействия // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 317-327. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.27