ISSN 2409-7616

Ефимов В.С., Помазной Р.В.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У КУРСАНТОВ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.26

Ефимов В.С.1 (Пермь, Россия) — vital-09@inbox.ru, Помазной Р.В.1 (Пермь, Россия) — roman8007@mail.ru

1Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация. Происходящиесоциально-экономические, политические и духовные изменения в Российской Федерации и в Вооруженных Силах в целом, требуют современных подходов к личности офицера, способного воспитывать и обучать своих подчиненных. Современного офицера должно отличать чувство патриотизма, преданность военной присяге, готовность на высоком профессиональном уровне исполнять свой воинский долг. Он обязан обладать психологической устойчивостью, способностью к волевой саморегуляции поведения в экстремальных ситуациях, а также в условиях опасности и риска для жизни. Офицер должен быть образцом исполнительности, дисциплинированности, строевой выправки и физического совершенства. Офицер (преподаватель) как руководитель воинского коллектива должен сочетать в себе справедливую требовательность и заботу о подчиненных, быть для них образцом и учителем в жизни. В работе описан опыт профессорско-преподавательского состава в процессе обучения курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии. Особый акцент сделан на личную примерность преподавателя, а также преемственность поколений как один из важнейших факторов в процессе обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования. Приведен пример образовательного взаимодействия профессорско-преподавательского состава с курсантами в освоении дисциплин кафедры тактика и служебно-боевого применения войск национальной гвардии Российской Федерации. Особое место в статье отводится профессорско-преподавательскому составу как ключевому звену в процессе подготовки курсантов военного института. Офицеры (преподаватели) военного института имеют большой практический опыт, большая часть из них это участники боевых действий. Важное значение в формировании у курсантов военно-профессиональных качеств офицеров отводится воспитательной работе, которая в совокупности с образовательным процессом формирует стойкость и характер курсантов – будущих офицеров.

Ключевые слова: преемственность, образовательный процесс, профессорско-преподавательский состав, курсант, офицер.

Список источников:

  1. Зайцева Н.В. Проблема инновационного формирования мировоззренческой культуры сотрудников ОВД с позиции персоналистического подхода в рамках современной социокультурной реальности / Н. В. Зайцева // Мировоззренческая и методологическая культура сотрудников ОВД и пути ее формирования: Материалы методологического семинара. — Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, 2004. — С. 181-189. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24792974
  2. Альментьев В.С., Коломийченко Л.В. Развитие культуры межконфессиональных отношений у курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 30-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35130009
  3. Реан А.А. Психология и педагогика: учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 432 с. ISBN 5-272-00266-0. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21100391
  4. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565  (Дата обращения: 09.05.2023)
  5. Загоруйко И.Ю., Дмитриев А.И., Ефимов В.С. Характеристика основных компонентов психологии курсантского коллектива военного института // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2019. № 4(50). С. 252-254. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41745499
  6. Дмитриев А.И., Киевский А.В., Помазной Р.В. Основные направления деятельности научно-педагогического состава по развитию познавательной активности и сознательного отношения курсантов к овладению знаниями // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 6(124). С. 62-67. EDN: UADERZ, DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p62-67
  7. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. / Под ред. И.А. Алехина. — М.: ВУ, 2003.
  8. Военная педагогика: Учебник / И. А. Алехин, А. А. Авуза, В. В. Богуславский [и др.]. – 1-е изд.. — Москва: Юрайт, 2023. — 414 с. ISBN 978-5-534-04359-4, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50005012
  9. Сухомлинский В.А. Потребность в человеке. — М., 1978. — С. 39-40.
  10. Кевля Ф.И. Педагогическая культура воспитателя // Инновации в образовании. 2022. № 3. С. 95-103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48097080
  11. Алмазова И. Педагогическая культура как объективный общекультурный процесс и личная профессионально-педагогическая культура учителя // Культура в фокусе научных парадигм. 2017. № 5. С. 333-337. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32474607
  12. Сафонов И.А., Уварина Н.В. Об организации и результатах экспериментального исследования по формированию проектно-технологической культуры курсантов // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 79. EDN: CGZIOA, DOI: 10.17513/spno.30919
  13. Есаулова М.Б. Преемственность в профессиональном педагогическом образовании: современная интерпретация и научно-практическое обеспечение : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Есаулова Марина Борисовна. — Санкт-Петербург, 2005. — 49 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30303302
  14. Быкасова Л.В. Преемственность в современном педагогическом образовании // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 1, № 1. С. 12-23.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38213479
  15. Михайленко Т.С. Исследовательская компетентность обучающегося в высшем образовании: преемственность в развитии // Наука и школа. 2021. № 5. С. 58-65. EDN: MQBBSR, DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-58-65
  16. Помазной Р.В. Проблема преемственности воспитания кинологов в системе непрерывного образования «школа-военный вуз» // Образование и общество. 2012. № 6(77). С. 40-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18852883
  17. Военная педагогика и психология для подготовки адъюнктов и повышения квалификации работников высших военных образовательных учреждений / Л.И. Лурье, А.П. Андруник, Е.К. Гитман [и др.]. — Пермь: Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. — 644 с. ISBN 978-5-9907379-0-7, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26170087
  18. Фомашина Н.В. Подготовка военного специалиста в рамках модернизации образования // Российский научный журнал. 2008. № 2(3). С. 146-150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11732850
  19. Передня Д.Г. Самообразование курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ и его институциональное регулирование (Социологический анализ): специальность 22.00.08 «Социология управления»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Дмитрий Григорьевич Передня. — Москва, 2003. — 24 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30283329
  20. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т.: Т. 5. — 1985.
  21. Муха В.М. Научно-методическое обеспечение профессиональной самореализации курсантов военного факультета // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2018. Т. 8, № 1. С. 116-125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32470784
  22. Сидоренков С.В. Применение системного подхода при формировании компетенций в сфере безопасности у будущих специалистов материально-технического обеспечения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 2(56). С. 216-218. EDN: WGFZCP, DOI: 10.46845/2071-5331-2021-2-56-216-218
  23. Беловолов В.А., Беловолова С.П., Вабищевич А.В. [и др.] Критерии и показатели диагностики воспитания духовно-нравственных основ воинского служения военнослужащих войск национальной гвардии РФ  // Научный электронный журнал Меридиан. 2018. № 4(15). С. 366-368. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36447933
  24. Утюганов А.А. Ценностно-смысловые аспекты ориентаций личности в системе профессионально-важных качеств офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-11. С. 126-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28358022
  25. Кузнецов Р.А. Формирование военно — профессиональных качеств у курсантов Росгвардии в образовательном процессе военного института // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2019. № 3(49). С. 265-269. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41132071
  26. Михайлов И.Л. Михайлов И.В., Боренштейн А.Л. Практические аспекты формирования военно-профессиональных качеств студентов на военной кафедре // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. С. 21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41258119

Библиографическая ссылка: Ефимов В.С., Помазной Р.В. Из опыта работы профессорско-преподавательского состава по формированию у курсантов военно-профессиональных качеств офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 306-316. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.26