ISSN 2409-7616

Ломов С.П., Воленко О.И., Зубрилин К.М.

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ КУЗИН И ЕГО НАУЧНАЯ ШКОЛА

УДК 378.4

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.25

Ломов С.П.1 (Москва, Россия) — splomov@yandex.ru, Воленко О.И.1 (Москва, Россия) — oi.volenko@mpgu.su, Зубрилин К.М.1 (Москва, Россия) — km.zubrilin@mpgu.su

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В последние годы в нашем Отечестве резко приостановлено развитие, а порой и само существование множества научных школ по ряду причин: сокращение финансирования, переход ряда ученых в другие сферы деятельности, отъезд некоторых из них за границу и т.п. Поэтому в педагогической, психологической и некоторых других науках остро встает задача моральной и материальной поддержки научных школ с целью обеспечения их дальнейшего развития. В связи с этим возникает необходимость обратиться к проблеме уточнения статуса научных школ, определения их более точных признаков и характеристик. Настоящая статья носит историко-биографический характер, и мы надеемся, что она поможет в раскрытии истории становления отечественной научной школы художественного образования и воспитания, получившей научное признание и имеющей весомые результаты путем ознакомления с этапами жизни и творчества одного из ее основателей —  Кузина Владимира Сергеевича. Многолетнее существование научной школы известного советского и российского педагога-психолога, авторитетного ученого, академика Российской академии образования В.С. Кузина на практике доказало ее эффективность и как формы организации коллективного научного творчества, и как формы, в рамках которой происходит трансляция научного знания, навыков и методов исследовательской работы, подготовки научных кадров.

Ключевые слова: Кузин В.С., изобразительное искусство, рисование с натуры, учебники по изобразительному искусству.

Список источников:

  1. Кузин В.С. Живопись: Примерная программа дисциплины для специальности 030800 — Изобразительное искусство / В.С. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов; МПГУ. — М.: Прометей, 2004. — 21 с.
  2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / Владимир Сергеевич Кузин. — М.: Просвещение, 1984. — 319 с.  ISBN 999-00-1826308-0
  3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений и студентов худ. -граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Агар, 1998. — 335 с. ISBN 5982180336
  4. Кузин В.С. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школы: Пособие для учителя / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 1988. — 110 с. 
  5. Кузин В.С. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9кл. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. 1-8 кл.: Для шк. (кл.) с углубл. изучением предметов худож.-эстет. цикла : Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / М-во образования Рос. Федерации ; Под ред. В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой и др. — 3. изд., стер . — М.: Дрофа, 2001, — 285 с.
  6. Кузин В.С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей / В.С.Кузин . – 2.изд.перераб . — М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  7. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей / В.С.Кузин. — 2.изд.,доп. и перераб . — М.: Просвещение, 1977. — 205,2 с.
  8. Кузин В.С. Психология: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Рандеву-АМ, 1999. — 304 с.
  9. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: Учеб. пособие для вузов. / В.С. Кузин. — М.: Academia, 2004. — 228. с.
  10. Кузин В.С. Рисунок: Примерная программа дисциплины для специальности 030800 — Изобразительное искусство / В.С. Кузин, В.К. Лебедко, Е.В. Шорохов. — М.: Прометей, 2004. – 22 с.
  11. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей / В.С. Кузин. — М.: Просвещение, 1979. — 190 с.
  12. Ломов С.П.Научная школа «Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в школе (теория и история педагогики)» / В сборнике: Научные школы Московского педагогического государственного университета. Очерки. — М., 2023. — С. 172-176.
  13. Шиленко Л.В. Кузин В.С. — художник-педагог, продолжатель педагогических традиций / Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 1. Выпуск 1. — М., 2017. — С. 173-176.
  14. Меньшикова Е.А. Изучение традиционных художественных промыслов в школах россии в конце XX — начале XXI века // Традиционное прикладное искусство и образование. 2022. № 1 (40). С. 64-76. EDN: AZJEAA, DOI: 10.24412/2619-1504-2022-1-64-76
  15. Мадаев У.М., Раджабов И.М. Проблема роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественном образовании школьников в трудах отечественных ученых // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 155-157. EDN: TVZJTB, DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186-155-157
  16. Великородных К.П. Этнохудожественное воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства // Вестник педагогических наук. 2021. № 2. С. 198-204. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45695443
  17. Дмитриенко Б.Ч., Ковалева О.А., Рубец Е.А. К вопросу о специфике оценивания творческой деятельности на уроке изобразительного искусства // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, № 4. С. 58-70. EDN: ZDXSKO, DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-58-70

Библиографическая ссылка: Ломов С.П., Воленко О.И., Зубрилин К.М. Владимир Сергеевич Кузин и его научная школа // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 293-305. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.25