ISSN 2409-7616

Мартынова М.Д.

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ЦЕННОСТНОГО МИРА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

УДК 37.03

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.21

Мартынова М.Д.1 (Саранск, Россия) — martynovamd@mail.ru

1Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Аннотация. Проблема, которая рассматривается в статье, состоит в том, цифровое коммуникационное пространство трансформирует содержание ценностей и особенности их функционирования у молодежи. Социальное развитие молодежи определяется цифровой социализацией, в процессе которой для каждого формируется индивидуальное пространство со множеством возможностей субъективного проявления. На примере ряда традиционных ценностей – «дружба», «семья», «гражданственность», «патриотизм» и др. показано изменение содержания (одна и та же ценность может наполняться разным смыслом) и неустойчивость их иерархии в системе жизненных приоритетов молодого человека. Трансформация выражается и в том, что ценности могут приобрести релятивный, подвижный характер, менять свое наполнение в зависимости от ситуации. В качестве методологии исследования в работе применялись концепции социального воспитания и социального развития человека в цифровом обществе на различных этапах его жизненного пути, контент-анализ, сравнительный анализ, использованы вторичные данные социологических исследований ценностных ориентаций российской молодежи. Проведен пилотажный опрос студенческой молодежи в возрасте от 18 до 24 лет (184 человека). Результаты исследования выявили трансформационный характер традиционных ценностей у молодежи как результат параллельного пребывания в реальном и цифровом пространстве. На процесс трансформации ценностей влияют такие характеристики цифровой среды, как быстрая и широкая доступность информации, доступность самой цифровой среды, возможность выстраивать многообразные социальные связи, свобода самовыражения и т.д. Это способствует росту индивидуализма и автономии индивида, в результате чего распространяются индивидуалистические ценности, растет автономность и независимость в своих поступках, усиливается активность и независимость пользователя.

Ключевые слова: молодежь, социальное развитие, ценности, ценностные ориентации, цифровая социализация, цифровая среда.

Список источников:

  1. Асмолов Г.А., Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 3-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42199487
  2. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р В. Взаимосвязь ценностного и компетентностного выбора молодежи в условиях цифровизации: результаты всероссийского исследования // Ценности и смыслы. 2019. № 2 (60). С. 76-104. EDN: NSUZRJ, DOI: 10.24411/2071-6427-2019-10057
  3. Голубева Н.А. Феноменология межличностного и межгруппового общения современной молодежи в реальном и виртуальном пространстве // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика.  Образование». 2018. № 2 (12). С. 45-59. EDN: YNPYTZ,  DOI: 10.28995/2073-6398-2018-2-45-59
  4. Дадаева Т.М. Семьи чайлдфри в регионе: миф или реальность? // Регионология. 2017. №3 (100). С. 456-471. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30058092
  5. Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. — М.: Гардарики, 2002. — 523 с.
  6. Ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи 2022. [Электронный ресурс]. — URL: https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/  (Дата обращения: 01.05.2023)
  7. Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи: аналитический отчет, 2021. [Электронный ресурс]. — URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2022/02/Itogi-monitoringa-tsennostnyh-orientatsij-molodezhi.pdf   (Дата обращения: 01.05.2023)
  8. Кандыбович С.Л., Разина Т.В. Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды // Мировые цивилизации. 2019. №3-4. С. 23-28.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44570563
  9. Коэн Дж., Шмидт Э. Новый цифровой мир. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 368 с.
  10. Леденева В.Ю. Трансформация ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях цифровой реальности // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6, № 3. С. 295-304. DOI:  https://doi.org/10.35634/2587-9030-2022-6-3-295-304
  11. Марцинковская Т.Д. Психология подростка в ответ на вызовы современности: сплав традиций и инноваций // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3 (15). С. 187–197. EDN: MHMVYI, DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-00-00
  12. Ростовская Т.К. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции: монография / Т.К. Ростовская, Т.Б. Калиев. — Москва: РУСАЙНС, 2019.  — 228 с.
  13. Сафронова А.П., Вербицкая Н.О., Молчанов Н.А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2018.  № 6. С. 236. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36871166
  14. Солдатова, Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. № 9(3). С. 71–80. DOI:  https://doi.org/10.17759/sps.2018090308
  15. Сибушева А.Р. Поздний средний и поздний репродуктивный возраст: почему женщины не рожают (на примере Республики Мордовия)? // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2020. №2 (8). С. 20-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44152074
  16. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования /  под общ. ред. С.В. Чуева. — М.: Издательский дом ГУУ, 2021. — 131 с.
  17. Ценностные ориентации современной молодежи. Аналитический обзор результатов международных и российских исследований (версия 1.2 от 30.09.21). [Электронный ресурс]. — URL: https://www.zircon.ru/upload/iblock/aab/tsennostnye-orientatsii-sovremennoy-molodezhi-analiticheskiy-obzor.pdf (Дата обращения: 01.05.2023)
  18. Brunck B. Howard Gardner and Katie Davis: The App Generation: How Today’s Youth Navigate Identity, Intimacy, and Imagination in a Digital World // Journal of Youth and Adolescence. 2014. Vol. 43. P. 1404-1407. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-014-0142-7
  19. Gardner H., Davis K. The app generation: How today’s youth navigate identity, intimacy, and imagination in a digital world. — New Haven, CT: Yale University Press. 2013, 242 p.
  20. Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. Digital socialization: young people’s changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood // Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18. No. 9. P. 1022-1038. DOI:10.1080/1369118X.2015.1007074
  21. Stornaiuolo A. Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents’ Interactions  on Social Network Sites // Human Development. 2017. Vol. 60. No. 5. P. 233-238. DOI: https://doi.org/10.1159/000480341

Библиографическая ссылка: Мартынова М.Д. Влияние цифровой реальности на состояние ценностного мира студенческой молодежи // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 251-260. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.21