ISSN 2409-7616

Яценко Д.А.

СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: О СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ И СПОСОБАХ ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.01

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.18

Яценко Д.А.1 (Омск, Россия) — yacenko-d.a@yandex.ru

1Военная академия материально–технического обеспечения

Аннотация. Актуальной проблемой развития Вооруженных Сил Российской Федерации является поддержание дисциплины среди военнослужащих и правопорядка в воинских подразделениях. Решение данной проблемы возможно не только за счет усиления контроля и внешнего управления, но и за счет воспитания сознательной воинской дисциплины. Воспитание дисциплины военнослужащих на основе сознательного отношения к организации и порядку военной службы – традиционная черта советской и российской военной педагогики. Однако, после распада СССР инструменты воспитания сознательной дисциплины почти не использовались и не получили необходимого развития. Их восстановление требует нового осмысления понятия «сознательная дисциплина военнослужащих», уточнения его структуры и содержания в новых социокультурных условиях. Автором представлено собственное видение сознательной дисциплины военнослужащего как активного деятельностного отношения военнослужащего к порядку и организации военной службы, возникающего на основе профессиональных ценностей. Представлена нравственная природа сознательной дисциплины, уточнены ее сущностные и атрибутивные характеристики. Решена задача определения структуры сознательной дисциплины военнослужащих. Структура и содержание сознательной дисциплины определены таким образом, чтобы она отвечала критериям педагогического целеполагания. Основой для решения этой задачи послужил успешный педагогический опыт. Установлены механизмы воспитания сознательной дисциплины военнослужащих, которые могут быть положены в основу практических педагогических инструментов. Материалы статьи могут быть использованы исследователями, работающими по проблемам воинского воспитания, а также командирами и политработниками воинских частей.

Ключевые слова: сознательная дисциплина, сознательность, военнослужащий, воспитание, ценности, смыслы.

Список источников:

  1. Сенча В.Г. Педагогические условия формирования дисциплинированности у военнослужащих: дис. … канд.пед.наук: 20.02.02. — М., 2000. — 192 с.
  2. Молев Г.И. Дисциплина в российском обществе: теоретико-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. Саратов, 2005. — 204 c.
  3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 томах. Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
  4. Воробьев В.В. Опыт формирования и становления воинской дисциплины в армии // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2 (59). С. 209-213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15204667
  5. Федяев Д.М., Шаров А.С. О некоторых вариантах «применения» диалектики // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 4 (29). С. 44-47. EDN: NTBCXO, DOI: 10.36809/2309-9380-2020-29-44-47
  6. Утлик Э.П. О нашей социальной психологии: от психологиик социальной психологии и обратно // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 3. С. 130-143. EDN: YMCGQP, DOI: 10.18384/2310-7235-2018-3-130-143
  7. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания / Гуманитарный портал. [Электронный ресурс]. — URL: https://gtmarket.ru/library/articles/582  (Дата обращения: 26.05.2023)
  8. Карасик В.И. Ответственность как лингвокультурная ценность // Русский язык за рубежом. 2020. № 4 (281). С. 43-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43966779
  9. Волкогонов Д.А. Этика советского офицера. — М.: Воениздат, 1973. — 99 с
  10. Алещенко М.В. Дисциплинированность как свойство характера военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8, № 2-2. С. 12-15. EDN: XXMTYN, DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-12-15
  11. Баланов С.А. Формирование дисциплинированности у курсантов вузов ВВ МВД России на основе рефлексивной модели воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2013. — 22 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22337874
  12. Дёмина О.В. Дисциплинированность как интегративное качество личности военнослужащего // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 1. С. 114-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21402561
  13. Андрощук В.А. Воспитание воинского долга у курсантов вузов в современных условиях (исследование на материалах вузов войск связи): дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2000. — 259 с.
  14. Грымзин К.А. О патриотизме и воинском долге // Омские социально-гуманитарные чтения / Материалы VI Международной научно-практической конференции. — Омск: Омский государственный технический университет, 2013. — С. 167-171. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22873518 
  15. Лубяной В.И., Косолапов А.Д. Отечественная философия о проблемах воинской чести и воинского долга // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2013. Т. 7, № 4-2. С. 14-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24354770
  16. Морхинин А.М. Воспитание воинского долга у курсантов вузов внутренних войск МВД России: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. — М., 2016. — 210 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=30436606
  17. Чикаева Т.А. «Отечество» как философская категория // Вестник Омского университета. 2018. Т. 23, № 2. С. 105-111. EDN: XVFLGX, DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23(2).105-111
  18. Краснова О.В., Краснов А.В. Категория воинской чести: анализ содержания, формирование в онтогенезе и практические следствия для оптимизации процесса педагогической поддержки // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 815-822. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18241651
  19. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2019. — 584 с.
  20. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. — М.: Дом педагогики. ИПК ГОУ ОГУ, 2009. — 318 с.

Библиографическая ссылка: Яценко Д.А. Сознательная дисциплина военнослужащих: о структуре, содержании понятия и способах воспитания // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 210-218. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.18