ISSN 2409-7616

Быкасова Л.В., Проценко Е.А., Трофименко Ю.В.

ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.16

Быкасова Л.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — moeve-25-moeve@yandex.ru, Проценко Е.А.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — eapros@rambler.ru, Трофименко Ю.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — jultro@rambler.ru

1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена вниманием российского правительства к вопросам образования, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в РФ (до 2025 г.), в которой образование определяется в качестве генерального направления экономического, социального, культурного развития страны, в связи с чем проблема подготовки педагогических кадров рассматривается как стратегический ресурс Российской Федерации. Авторами предпринята попытка выявления особенностей подготовки современного педагога в свете имеющихся отечественных и зарубежных образовательных практик, антропотехник, моделей, источников нарративов, формирующих в современной образовательной организации субъекта, отвечающего потребностям российского общества. Для этого в статье решаются следующие задачи: определяются приоритеты развития отечественного педагогического образования; выявляются перспективы развития современного педагогического знания; обсуждаются пути рационального использования имеющихся ресурсов педагогического образования. Основным методом исследования авторы определили анализ динамики современного процесса образования в университете, включающего инновационные модули: методы, методики, факторы, влияющие на качество образования современного субъекта, формы обучения студентов – будущих учителей российских школ. Существующая в вузе методологическая практика позволяет расширять и тиражировать инновации в системе университетского образования, обогащает способы социального проектирования; определяет вектор амплификации современного образования, в результате чего выявляются дидактические средства подготовки и воспитания специалиста, востребованного рынком труда; определяется степень влияния инновационных методов на реализацию образовательной стратегии современного педагогического вуза; имплементируется подход, идентифицирующий субъект образования в его развитии, что помогает студенту генерировать возможные альтернативы для раскрытия персонального баланса личности.

Ключевые слова: образование, инновация, социокультурный объект, стратегия подготовки педагога, искусственная среда, тренинг.

Список источников:

  1. Аширов Д.В., Пастухова Л.С., Турлакова О.Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2(72). С. 78-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45842668
  2. Винокурова Н.А., Гудович И.С. Проблемы выхода выпускников вуза на рынок труда: амбиции, реальность, перспективы // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 7 (151). С. 93-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49413938
  3. Гурьянов Н.Ю., Гурьянова А.В. Цифровая глобализация в контексте развития цифровой экономики и цифровых технологий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020. № 3. С. 63-69. EDN: QSMGHZ, DOI: 10.18384/2310-7227-2020-3-63-69
  4. Домрачева С.А. Экспертиза проектов как инновационный метод оценивания профессиональных компетенций студентов // Преподаватель XXI век. 2020. № 2 (1).  С. 66-73. EDN: JLQZEP, DOI: 10.31862/2073-9613-2020-2-66-73
  5. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Зубова Л.В. Ценностные ориентации в профессиональном самоопределении студентов различных специальностей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2 (46). С. 72-80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49222977
  6. Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 2. С. 142-169. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42467291
  7. Корепанова Е.В. Организация выполнения студентом научного исследования // Наука и образование. 2020. Т.3, № 4. С. 204. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44642467
  8. Лабыгина А.В. Патриотизм и гражданственность как педагогические категории: единство и различие // Проблемы современного образования. 2022. №3. С. 47-57. EDN: WGELEW, DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-47-57
  9. Лизунков В.Г., Полицинская Е.В., Ергунова О.Т. Развитие командной компетенции у выпускников технических вузов на базе коллаборативного обучения // Перспективы науки и образования. 2021. №1 (49). С. 92-112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44852453
  10. Лешер О.В., Аришина Э.С. Развитие аксиологического потенциала студентов в информационно-образовательной среде университета: монография.  — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2021. — 155 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45646905
  11. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019. – 400 с. ISBN 978-5-4461-1309-5
  12. Мельничук М.В. К вопросу о построении когнитивных карт компетенций развития человеческого капитала // Управленческий учет. 2021. № 8. С. 383-394. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46486616
  13. Логинова А.В. Студенческая командная работа как составляющая учебного процесса в высшей школе // SAEC. 2021. №1. C. 512-519. EDN: JUUUBQ, DOI: 10.18720/SPBPU/2/id21-100
  14. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Щербакова А.А. Командообразование в условиях сетевой проектной деятельности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-4. C. 203-206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46326662  
  15. Симонян М.С., Постникова Е.А. Приоритетные направления организации профессионального самоопределения молодежи в аспекте конкурентоспособности человеческого капитала // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 225-227. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42987708
  16. Природова О.Ф., Данилова А.А., Моргун А.Н. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 9-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42841830
  17. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова. — М.: РГСУ, 2019. — 352 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  18. Титова Е.В., Исаев А.В. Влияние вузовской профессиональной подготовки на развитие ценностных карьерных ориентаций студенческой молодежи // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2022. №2. С 90-99. EDN: GVHKZN, DOI: 10.24412/2071-6141-2022-2-90-100
  19. Bykasova L.V., Podberezny V.V., Zarubina R.V. Modern education upgrade // CITISE.  2020.  No. 1. P. 474-481. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.43
  20. Khanfar A.R. Teachers’ insights into the role of teamwork among students in public schools // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2021. Vol. 16, Issue 6. P. 2981-2993. DOI: https://doi.org/10.18844/cjes.v16i6.6487
  21. Shyny T. Construction and validation of PS FFQ (Parenting style four factor questionnaire) // International Journal of Engineering Development and Research. 2017. Vol. 5 (3).  P. 426-437.  https://www.semanticscholar.org
  22. Volkov A.V., Volkova S.V. Homo educationandus in the mirror of philosophical anthropology // Prospects for Science and Education. 2020. No. 6 (48). P. 22-30. EDN: NKBBEG, DOI: 10.32744/pse.2020.6.2

Библиографическая ссылка: Быкасова Л.В., Проценко Е.А., Трофименко Ю.В. Подготовка современного педагога в вузе: инновационный модуль // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 187-199. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.16