ISSN 2409-7616

Савельева Е.В., Куришева О.А.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ

УДК 372.893

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.12

Савельева Е.В.1 (Москва, Россия) — fblfa@yandex.ru, Куришева О.А.1 (Москва, Россия) — kurishevaoa@mgupp.ru

1Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)

Аннотация. В статье представлен обзор современных сетевых и мобильных ресурсов, информационных технологий, цифровых инструментов, применяемых в преподавании курса «История» иностранным студентам подготовительных факультетов. Предпринимается попытка их анализа для выявления целесообразности применения в учебном процессе. Статья носит практико-ориентированный характер и является попыткой систематизации и обобщения накопленного опыта. Актуальность темы обусловлена потребностями цифровизации образования и возможностями постоянно расширяющегося интерактивного контента. Вместе с тем, есть определенная специфика в применении цифровых инструментов при работе со студентами-иностранцами, рассмотренная на примере курса «История» для подготовительных факультетов. Гипотезой исследования стало предположение, что информационные технологии могут с успехом применяться в рамках курса «История», однако в работе с иностранными студентами возможна своя специфика, влияющая на выбор конкретных методик и технологий. В работе была предпринята попытка анализа современных информационных технологий с целью выявления их применимости в работе с иностранными студентами в рамках курса «История». Был проведен анализ наиболее популярных цифровых инструментов, применяемых на занятиях по истории. Был проведен педагогический эксперимент с иностранными обучающимися подготовительного факультета 2021-2022 годов набора ФГБОУ ВО МГУПП (ныне РОСБИОТЕХ), который показал, что цифровые инструменты позволяют облегчить работу преподавателя и сделать процесс обучения более эффективным для обучающихся. Но иностранные студенты, безусловно, отличаются своей спецификой (которая к тому же зависит еще и от региона, из которого они приехали), которую тоже необходимо учитывать, привлекая тот или иной цифровой контент.

Ключевые слова: иностранные студенты, подготовительный факультет, курс «История», сетевой ресурс, мобильное приложение, информационные технологии, цифровые инструменты.

Список источников:

  1. Aguilar S.J. et al. Associations between learning analytics dashboard exposure and motivation and self-regulated learning // Computers & Education. 2021. Vol. 162. Art. 104085. DOI:10.1016/j.compedu.2020.104085
  2. Al-Huneini H., Walker S.A., Badger R. Introducing tablet computers to a rural primary school: An Activity Theory case study // Computers & Education. 2020. Vol. 143. Art. 103648.
  3. Bond M., Zawacki-Richter O., Nichols M. Revisiting five decades of educational technology research: A content and authorship analysis of the British Journal of Educational Technology // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 50. No. 1. P. 12–63. DOI: 10.1111/bjet.12730.
  4. Deng L., Tavares N.J. From Moodle to Facebook: Exploring Students’ Motivation and experiences in Online Communities // Computers and Education. 2016. Vol. 68. P. 167-176. DOI:10.1016/j.compedu.2013.04.028
  5. King R., Blayney P., Sweller J. How language background impacts learners studying International Financial Reporting Standards: a cognitive load theory perspective // Accounting Education. 2021. Vol. 30. No. 5. P. 439–450. DOI:10.1080/09639284.2021.1930562
  6. Багдасарян Р.Х., Комлева Е.А. Информационные технологии, применяемые в патриотическом воспитании (на примере исторического парка «Россия — моя история») // Культура и время перемен. 2022. № 2 (37). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49082906
  7. Бекирова Э.Ш. Интерактивные методы и здоровьесберегающие технологии при преподавании истории в вузе в дистанционном формате //  Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 39-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53063355
  8. Дремлюгин Д.М.  Некоторые аспекты преподавания курса «История» студентам- иностранцам подготовительного факультета довузовской подготовки // В сборнике: Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации. Сборник докладов и материалов III Национальной научно-практической конференции. — Москва: Институт непрерывного образования, 2019. — С. 294-300. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42372617
  9. Жданова Д.Е. Технология реверсивного обучения: сочетание мобильного обучения и активных методов обучения // Наукосфера. 2021. № 7-1. С. 55-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46593024
  10. Захарова Л.И., Монченко А.С. Особенности применения информационных технологий на занятиях истории в высшей школе // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. — Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. — С. 128-130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35416936
  11. Захарова Л.И., Шевцов Д.В. Проблемы использования информационных технологий на занятиях истории в высшей школе //
    Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. — С. 221-223. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35416728
  12. Зимина О.В. Организация образовательного процесса с помощью информационных и интернет-технологий на уроках истории // Кадры для цифровой экономики. Материалы IV Международной научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе». — Челябинск: Челябинский институт развития профессионального образования, 2019. — С. 96-98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38256071
  13. Алексеева Д.А., Алексеева И.Ю. Преподаватель в контексте цифровизации образования // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 83-92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44868248
  14. Лукьяненко В.В. Использование информационных технологий в преподавании истории на занятиях в колледже // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XV Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. -Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2018. — С. 93-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32862776
  15. Макарова Н.Н., Чернова Н.В. Опыт применения электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории России в университете // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 474-488. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38545622
  16. Клименских М.В., Лебедева Ю.В., Мальцев А.В. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 312-321. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41652649
  17. Санковская О.М.  Особенности преподавания истории студентам-иностранцам подготовительного отделения САФУ им. М. В. Ломоносова // На пути к гражданскому обществу. 2019. № 2 (34). С. 92-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38306543

Библиографическая ссылка: Савельева Е.В., Куришева О.А. Особенности применения информационных технологий в преподавании истории иностранным студентам // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 139-148. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.12