ISSN 2409-7616

Голянова А.С., Давыдова Ю.А.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

УДК 37.04:053

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.11

Голянова А.С.1 (Москва, Россия) — argolyan@yandex.ru, Давыдова Ю.А.1 (Москва, Россия) — ylkadav@mail.ru

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Аннотация. В данной работе проведен анализ процесса освоения информационных технологий представителями старшего поколения. Также исследуются  барьеры, которые мешают формированию цифровой грамотности у пожилых людей. Новизна исследования состоит в рассмотрении способов получения информации  людьми в “серебряном возрасте”  и их социализации в информационном мире. Результаты исследования, проведенного в рамках работы, показывают, что, результативность освоения новых информационных технологий во многом зависит от интересов и потребностей старшего поколения, а также их позитивной нацеленности на результат. Анализ данных выявил, что старшее поколение активно использует сеть Интернет, не боясь сложностей, а также  следит за тенденциями развития технологий в сети Интернет и готово к их использованию. Выявлено, что основной причиной появления страничек в социальных сетях и регистрации в мессенджерах является желание поддерживать общение с родственниками и друзьями, а также обмениваться небольшими объёмами информации в рабочих целях. Важно отметить также, что уровень использования информационных технологий в сети Интернет для старшей возрастной группы довольно высок.  При этом, общий уровень знаний функционала программ Office 365 Windows, установленных на большинстве компьютеров,  остается средним, что демонстрирует необходимость обучения представителей старшего поколения вышеперечисленным программам. В случае недостатка навыков, пожилые люди обращаются к коллегам или младшему поколению. Авторы делают вывод, что старшее поколение старается «идти в ногу» с новыми информационными технологиями, но  нередко испытывают недостаток в знаниях и ищет возможности для их восполнения.

Ключевые слова: информационные технологии, адаптация представителей старшего поколения, помощь представителям старшего поколения.

Список источников:

  1. Белов С.В. Особенности развития информационной компетентности у людей пожилого возраста // Психолого-педагогические проблемы в образовании.  2018. № 9. С. 170-172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22478682
  2. Воронин Г.Л. Интернет-пространство старшего поколения: анализ проблемы вхождения в цифровую эпоху // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 3 (51). С. 55-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36413090
  3. Грохотова Е.В., Бархатова Д.А. Современный курс компьютерной грамотности с точки зрения нового поколения людей третьего возраста // Открытое образование. 2021. Т. 25, № 6. С. 4-12. EDN: RUUSJL,  DOI: 10.21686/1818-4243-2021-6-4-12
  4. Грохотова Е.В. Сложности образования людей третьего возраста в России и за рубежом // Азимут научных исследований: педагогика и психология.2019. Т. 8, № 1 (26). С. 81-84. EDN: LJWGGH,  DOI:10.26140/anip-2019-0801-0018
  5. Дулина Н.В., Дьякова В.В., Каргаполова Е.В. Социально-экологическая система региона: состояние и тенденции развития. — Астрахань: Астраханский государственный университет, 2019. — 232 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41263040
  6. Заяц О.В., Осмачко Н.В. Центры социального обслуживания как агенты цифровой социализации людей старшего возраста: на примере организации курсов компьютерной грамотности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 9 (77). С. 15-19. EDN: XMSUWR, DOI: 10.24158/spp.2020.9.1
  7. Зубова О.Г. Цифровизация и качество жизни пожилых людей в современном российском обществе // Социология. 2022. № 5. С. 55-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49778089
  8. Каюгина С.М. Формирование цифровых компетенций у людей «третьего возраста» // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 242-244. EDN: ZHIGYW, DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00278
  9. Кузеванова А.Л., Зоркова В.А., Надежкина Е.Ю. Социальное самочувствие пожилых людей в условиях цифровизации // Социология. 2022. № 3. С. 189-199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49065809
  10. Общество и экономика знаний, управление капиталами: цифровая экономика знаний / Материалы XII Международная научно-практическая конференция. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. — 752 с. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=49795686
  11. Сидорчук Т.А. Оценка удовлетворенности дистанционным обучением пожилых слушателей института третьего возраста в период пандемии // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. № 4. С. 586-592. EDN: YDAJIH, DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-74
  12. Смирных Л.И. Цифровая грамотность пожилого населения и цифровизация предприятий: опыт европейских стран // Вопросы экономики. 2020. № 12.  С. 104-124. EDN: TCVBAZ, DOI: 10.32609/0042-8736-2020-12-104-124
  13. Шуляк Л.Ф., Черникова И.В. Перспективные направления наставничества: цифровая и финансовая грамотность пожилых людей // Вестник научных конференций. 2023. № 5-3 (93). С. 123-124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54081057
  14. Clark D.B., Tanner-Smith E.E., Killingsworth S.S. Digital Games, Design, and Learning: A Systematic Review and Meta-Analysis // Review of Educational Research. 2016. Vol. 86(1). P.79-122. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654315582065
  15. Zhang X., Nedospasova O.P. Impact of digital literacy on the labor income of the «young» elderly: evidence from china // Journal of Wellbeing Technologies. 2022. Vol. 2 (45). P. 105-122.  EDN: RUVRTR, DOI: 10.18799/26584956/2022/2/1155

Библиографическая ссылка: Голянова А.С., Давыдова  Ю.А. Формирование цифровой грамотности у людей старшего поколения // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 127-138. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.11