ISSN 2409-7616

Бонкало Т.И., Мальков А.А.

ИНТЕГРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

УДК 378.4:378.113.2

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.09

Бонкало Т.И.1,2 ( Краснодар, Москва, Россия) — bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru, Мальков А.А.1 (Краснодар, Россия) — goal444@malkov-aleksandr.ru

1Кубанский государственный университет

2Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме разработки действенных интегративных технологий формирования метапредметных навыков у обучающихся общеобразовательных школ, которые рассматриваются авторами в качестве одной из важных составляющих метакогнитивной компетентности. Авторами представлены результаты экспериментальной работы, направленной на формирование навыков смыслового чтения обучающихся средствами интегративных технологий, интегрирующих игровые и информационные технологии, технологии развивающего и проблемного обучения, которые могут быть использованы как на занятиях по дополнительному образованию детей, так и на уроках литературы и других предметов гуманитарного цикла. Статья знакомит с игровыми приемами и интегративными стратегиями обучения смысловому чтению и результатами формирующего эксперимента, в котором такие интегративные стратегии включаются в программу по дополнительному образованию обучающихся «Осмысленное чтение». В формирующем эксперименте приняли участие подростки разного возраста, посещающие занятия в кружке «Осмысленное чтение». Экспериментальные данные убедительно доказывают эффективность интегративных предтекстовых, текстовых и послетекстовых стратегий, включающих игровые приемы и техники развивающего обучения в формировании у обучающихся отдельных метапредметных умений, составляющих навык осмысленного чтения. В конце эксперимента у его участников зафиксирована положительная динамика во всех показателях навыков осмысленного чтения, что позволяет прийти к выводу о необходимости и целесообразности разработки интегративных стратегий и по другим учебным предметам с целью достижения метапредметных результатов.

Ключевые слова: осмысленное чтение, метапредметные результаты, метакогнитивная компетентность, интегративные стратегии, игровые технологии.

Список источников:

  1. Гревцева Г.Я. Чтение как условие социализации учащихся в изменяющейся социокультурной среде // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. № 4. С.18-22. EDN: EWQETP, DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-4-29-39
  2. Каменский А.М. Самостоятельное чтение ученика в школе и дома  // Вестник Оренбургского Государственного университета. 2021. №1. С.40-46. EDN: RMDEYC, DOI: 10.25198/1814-6457-229-40
  3. Мосунова Л.А Чтение как средство коммуникации в эпоху глобализации // Вестник Вятского государственного университета. 2021. № 4(142). С. 119-125. EDN: QVBUJC, DOI: 10.25730/VSU.7606.21.055
  4. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №5. С. 23-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22518407
  5. Тимиркаева А.В. Технология проблемного обучения // Student. 2021. №1. С. 23-24. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=44654310
  6. Гребенникова В.М., Мальков А.А., Ус О.А. Образовательные институты в формировании политической культуры и гражданских ценностей современной российской молодежи: роль и значение // ЦИТИСЭ. 2021. № 3(29).  С. 128-136. EDN: AVNNRI, DOI: 10.15350/2409-7616.2021.3.11
  7. Беляев Е.В., Батищев Р.Ю., Вовденко О.Л. Пространство интеллекта: идеи и решения современной школы // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2023. № 2. С. 70-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50424318
  8. Волкова Н.В. Проектно-исследовательская деятельность школьников — основа формирования метапредметных навыков // Научно-педагогический журнал «Учитель Алтая». 2022. № 3 (12). С. 27-32. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=50347131
  9. Волкова Н.В. Взаимосвязь и взаимообусловленность образовательных событий и педагогической деятельности // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 1 (19). С. 74-78. EDN: YOTBII, DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-74-78
  10. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117-126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36479343
  11. Гурьянчик В.Н., Макеева Т.В. Особенности реализации образовательных стандартов в условиях модернизации высшей школы // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2019. № 1 (4). С. 141-147. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37213968
  12. Андриенко О.А. О необходимости применения игровых технологий обучения // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 5-8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38506765
  13. Овчинников Ю.Д., Антощенко А.Ю., Конеева Е.В. Квест-технологии: социальная трансформация восприятия // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2023. № 1. С. 80-87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50506282
  14. Чебукина А.А. Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности обучающихся  // Филологический аспект. 2023. № S2 (19). С. 66-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53113217
  15. Койчуева З.А. Современные педагогические технологии в обучении учащихся средней общеобразовательной школы // Педагогические технологии. 2023. № 1. С. 69-75. EDN: VHVOSC, DOI: 10.52422/2782-635X-2023-1-69

Библиографическая ссылка: Бонкало Т.И., Мальков А.А. Интегративные стратегии обучения смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 104-116. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.09