ISSN 2409-7616

Бочарова Т.А.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

УДК 378.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.07

Бочарова Т.А.1 (Хабаровск, Россия) — kitaal@yandex.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. Образование представляет собой ключевой аспект развития отдельной личности и общества в целом. Общественные, политические, экономические и духовные изменения неизбежно влекут за собой перемены в образовательной среде. В современном мире изменилось и само определение понятия образования: это не результат систематического получения и усвоения определенных знаний, умений навыков, а систематизированный процесс накопления, преобразования и передачи социального опыта, успешность которого определяется практикоориентированностью и преемственностью на всех его этапах. Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием является одной из задач, которую должно решать введенное профильное обучение в старших классах. В данной статье предпринята попытка выделить основные проблемы, вызванные этими принципиальными изменениями в структуре классов современной школы, с которыми сталкиваются выпускники на этапе перехода «школа / вуз». Результаты социологического исследования, в котором приняли участие студенты первого курса Юридического института и Института социально-политических технологий и коммуникаций Тихоокеанского государственного университета, позволили выдвинуть гипотезу: несформированность профессиональной мотивации при выборе профильного класса; ориентация на результаты экзаменов, а не на специфику и профиль специальности при выборе направления обучения после школы; необходимость сделать ранний профессиональны выбор фактически уже в 8 классе; ограниченная специфика профильных предметных групп, исключающая возможность изучения на углубленном уровне дисциплин разных предметных областей; несогласованность учебных планов школ и вузов, приводящая к проблемам обучения в вузе, вызванным разным уровнем подготовки в рамках одной дисциплины выпускников разных профильных классов; сложность смены профиля в случае необходимости; «неуниверсальность» варианта непрофильного обучения в универсальных классах являются крайне важными вопросами, решение которых возможно только в рамках совместной работы общеобразовательных и высших учебных заведений по обеспечению преемственности профильного образования и актуализации определенных профессионально-значимых компетенций.

Ключевые слова: профориентация, профильное обучение, преемственность образования, школа, вуз, аттестация, единый государственный экзамен.

Список источников:

  1. Белозерова А.Н. Выбор профиля обучения в старшей школе как основа профориентационного самоопределения школьников // Наука и образование: Сборник трудов участников XIV Международной научной конференции, Белово, 26–27 ноября 2021 года. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2022. — С. 164–172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48101796
  2. Бывшева М.В. Теоретические аспекты преемственности в системе образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 22. С. 259–263. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20801322
  3. Евдокимович В.Е., Курносенко Н.М. Проблема преемственности в образовании // Научные и методические аспекты математической подготовки в университетах технического профиля: Материалы Международной научно-практической конференции, Гомель, 24–25 октября 2019 года / Под общ. ред. Ю.И. Кулаженко. — Гомель: БелГУТ, 2019. — С. 41–45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44461571
  4. Иванов С.Ю., Иванова Д.В., Галкин А.Н. Обеспечение эффективной подготовки и занятости квалифицированных кадров в условиях общества знаний // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. № 2(843). С. 282–299. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47108805
  5. Ильичева В.А. Взаимодействие университета и профильных классов в профессиональном самоопределении выпускников школ // Интеллектуальный потенциал XXI века: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, Болгария, 18 мая 2022 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. — Нефтекамск: Мир науки (ИП Вострецов Александр Ильич), 2022. С. 51–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48523535
  6. Казакова И.Б. Профильное обучение — средство индивидуализации обучения на старшей ступени школы // Туныктышо. Учитель. 2021. № 4. С. 85–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47474231
  7. Липская Л.А. Преемственность как основа непрерывного социально-гуманитарного образования в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. Т. 15, № 1. С. 16–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50327870
  8. Лунева Ю.Б., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6(32). С. 122–126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=
    36435697
  9. Макарова Ю.Л., Кузнецова Л.М. Проблемы профессионального развития кадров в условиях модернизации образования: практико-ориентированный подход // Вестник ОрелГИЭТ. 2019. № 1(47). С. 123–132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39275950
  10. Минеев В.Е., Федотов А.С., Ахмеджанов Р.Р. Профильные классы как одна из эффективных форм профориентации подростков // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4(32). С. 70–75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36833439
  11. Митюшина А.С. Неопределенность в профессиональном выборе как социальная проблема современной молодежи // Наукосфера. 2022. № 2-1. С. 63–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48224044
  12. Павлов А.К. Идеи профильного обучения в реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего [полного] общего образования // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6(37). С. 246–249. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18361332
  13. Пиддубривная А.Ю., Лукьянова Г.В. Правовое регулирование педагогической преемственности в образовательном процессе // Закон. Право. Государство. 2022. № 4(36). С. 130–135. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50429476
  14. Рыбальченко А.С., Абильдинова Г.М. Формирование индивидуальной траектории развития школьников // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. 2022. Т. 106, № 2. С. 17–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50289280
  15. Степанова М.И., Седова А.С. Профильное обучение старшеклассников как гигиеническая проблема // Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2019. № 8(197). С. 30–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15203553
  16. Филатова Л.О. Новые возможности реализации преемственности школьного и вузовского образования в условиях профильного обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 1(10). С. 52–54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9161407

Библиографическая ссылка: Бочарова Т.А. Проблемы преемственности профильного обучения в школе и вузе // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 80-92. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.07