ISSN 2409-7616

Тимохина Т.В., Ахметшина И.А., Измайлова Р.Г., Колычева Г.Ю., Меренкова Д.Е.

К ВОПРОСУ О РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

УДК 373.2

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.06

Тимохина Т.В.1 (Орехово-Зуево, Россия) — timohina.tv@mail.ru, Ахметшина И.А.1 (Орехово-Зуево, Россия) — irinaleto79@bk.ru, Измайлова Р.Г.1 (Орехово-Зуево, Россия) — kafedra.pedfak@mail.ru, Колычева Г.Ю.1 (Орехово-Зуево, Россия) — fpk-mgogi@yandex.ru, Меренкова Д.Е.1 (Орехово-Зуево, Россия) — dianamerenkova1979@mail.ru

1Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация. Статья является результатам многолетней работы кафедры теории и методики начального и дошкольного образования ГГТУ, обобщающей опросы учителей начальных классов и воспитателей образовательных организаций Московской области. Основной проблемой является увеличивающееся количество детей, имеющих нарушения речи. В статье рассматривается проблема работы с детьми, имеющими речевые нарушения, но без поставленного по каким-либо причинам диагноза. Характеризуемая проблема отмечается практическими педагогами дошкольных образовательных организаций и начальных школ. В ходе проведенного исследования были выявлены и прокомментированы основные психолого-педагогические исследования по теме, которые опубликованы за последние 5 лет по данному вопросу. Авторы стоят на позиции, что в результате практической деятельности можно в условиях обычной группы детского сада или класса начальной школы компенсировать речь детей, имеющих минимальные нарушения. В ходе работы удалось выявить основные компоненты нарушения речи у дошкольников и младших школьников без поставленного диагноза. Выявленные компоненты позволили логично сконструировать и охарактеризовать особенности организации деятельности воспитателей и учителей начальных классов с детьми, имеющими минимальные речевые нарушения без специально поставленного диагноза. Корректно сформулированные и охарактеризованные проблемы позволили наметить пути их решения и представить их с учетом практического опыта. В ходе проведенной работы особо отмечена игровая деятельность, позволяющая наиболее эффективно поставить работу с дошкольниками и младшими школьниками. В результате работы приведены условия организации игровой деятельности. Представлены и кратко охарактеризованы наиболее результативные игры по речевому развитию детей.

Ключевые слова: дошкольник, младший школьник, воспитатель, учитель, речевые нарушения, детский сад, начальная школа, игровая деятельность, исследование.

Список источников: 

  1. Веретенникова Н.В. Развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством методик развития позитивного творческого мышления // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров). Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. — Махачкала-Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2022. — С. 229-237. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50501241
  2. Верещагина М.С. Экспериментальное исследование развития речи младших школьников при изучении текста на уроках русского языка // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2022. № 5 (46). С. 20-22. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49543504
  3. Воротилкина И.М., Баженова Н.Г., Баженов Р.И. Мотивация молодёжи к здоровому образу жизни // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 231-249. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.19
  4. Газиева Я.З., Хатуева М.А. Занятия по развитию речи как средство познавательного развития ребенка // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров). Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. — Махачкала-Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2022. С. 259-265. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50501252
  5. Джагаева Т.Е., Плиева М.М. Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 102-111. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.08
  6. Евстратова П.И. Применение игровых технологий во внеурочной деятельности для развития речи детей с задержкой психического развития // Лига исследователей МГПУ. сборник статей студенческой открытой конференции. В 4 т. Т.1. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2022. — С. 513-519. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50401870
  7. Измайлова Р. Г., Тимохина Т. В., Шейнова Т. Г. Преемственность начального общего и дошкольного образования в период пандемии: результаты анкетирования // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 252-265. DOI: 10.32744/pse.2022.1.16
  8. Измайлова Р.Г. , Старых Л.В., Тимохина Т.В. Использование языковых средств в социализации дошкольников и младших школьников // Проблемы современного педагогического образования, 2020. №. 69 (3). С. 66-69. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44680422
  9. Константинова С.А., Маскаева О.А. Развитие межполушарного взаимодействия в процессе коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР // Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Редколлегия: Т.М. Бакурова [и др.]. — Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2022. С. 859-865. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49749887
  10. Проектная деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 402-410. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.35
  11. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2007. — 312 с.
  12. Мамедова Л.В. Нарушения речи и их коррекция у умственно отсталых детей младшего школьного возраста // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 11 (57). С. 38-42. EDN: OPCJXR, DOI: 10.25726/z2659-2699-2466-u
  13. Соколов М.П. Развитие культуры речи младших школьников с использованием нестандартных форм работы на уроках русского языка // Молодёжь XXI века: шаг в будущее. Материалы XXIII региональной научно-практической конференции. — Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2022. — С. 341-342. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49355541
  14. Тарасенко Т.В., Лагойкина М.Г. Речевые квесты в развитии речи старших дошкольников // Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. — С. 36-39. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49913058
  15. Тимохина Т.В., Колычева Г.Ю. Использование педагогических технологий валеологической направленности в условиях дошкольного образования // Теория и практика физической культуры. 2021. № 9 (999). С. 74. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46507444

Библиографическая ссылка: Тимохина Т.В., Ахметшина И.А., Измайлова Р.Г., Колычева Г.Ю., Меренкова Д.Е. К вопросу о работе с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях детского сада и начальной школы // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 67-79. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.06