ISSN 2409-7616

Амбалова С.А.

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.48

Амбалова С.А.1 (Владикавказ, Россия) — svetagul11@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена проблеме психического здоровье, которое является одним из важнейших компонентов общего состояния человека. Автором статьи выдвигается тезис о том, что в случае возникновения различных отклонений используют следующие термины: «пограничное состояние», «расстройство», «патология», «нарушение», «болезнь» и другие, не менее значимые, дефиниции. Несмотря на то, что наличие у человека психологического здоровья является нормой, оно не гарантирует ему наличие удовлетворительного психоэмоционального и физического состояния, поскольку в различных психолого-педагогических ситуациях может возникнуть чувство тревоги, подавленности, беспокойства, вины, апатии, усталости, ощущение подавленности и т.д. При возникновении у человека подобных психоэмоциональных состояний речь идет не о психологическом здоровье или не здоровье, а о нарушении психологического и эмоционального благополучия. Все перечисленные выше понятия, несмотря на имеющиеся между ними различия, тесно переплетены между собой, поскольку, основу психолого-педагогического благополучия ребенка составляют протекающее в соответствии с его возрастной нормой психологическое развитие, а между психологическим благополучием и неблагополучием нет столь колоссальной разницы. Негативное воздействие на психологическое развитие обучающихся оказывают следующие социально-психологические факторы: недостаток совместного времяпрепровождения с детьми в результате чрезмерной загруженности на работе, чересчур ранний выход матери на работу из декретного отпуска – ранее отлучение от матери является сильным психотравмирующим событием для ребенка. При возникновении у ребенка длительного состояния психоэмоционального неблагополучия формируется почва для возникновения всевозможных заболеваний и расстройств как психических, так и физиологических, которые препятствуют успешной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: информационная среда, педагогическая запущенность, психоэмоциональное неблагополучие, педагогические условия, учебно-познавательная деятельность.

Список источников:

  1. Айбазова М.Ю., Карасова А.А. Цифровая гигиена как фактор профилактики негативного влияния диджитализации на школьников // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47669971
  2. Бекоева М.И., Кобесашвили Н.Л., Лолаева Д.Т. Инновационные технологии профилактики девиантного поведения подростков. — Ульяновск: Зебра, 2022. — 69 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49935736
  3. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка распространенности игровой компьютерной зависимости у младших подростков // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22582995
  4. Горбунова Т.В. Игровая зависимость как одна из форм аддиктивного поведения // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2018. № 32. С. 68-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43880959
  5. Джиоева О.Ф., Маргиева З.Г. Профилактика интернет-зависимости у подростков в процессе семейного воспитания // ЦИТИСЭ. 2022. № 1 (31). С. 483-490. EDN: QSJGKH, DOI: 10.15350/2409-7616.2022.1.41
  6. Капалыгина И.И., Волошина Л.Н. Развитие компетентности педагогов в области сохранения здоровья обучающихся в информационном образовательном пространстве школы // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 699-714. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49287814
  7. Малофеева Г.А. Профессиональное здоровье педагога в современном образовательном процессе // Вестник науки. 2022. Т. 3, № 7 (52). С. 18-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49169018
  8. Махрина Е.А., Коваль Д.В. Психологические особенности формирования различных видов интернет-зависимости // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 336-344. EDN: THVAUG, DOI: 10.15350/2409-7616.2022.2.29
  9. Менциев А.У. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном образовании // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24). С. 71-78. EDN: OVULLB, DOI: 10.15350/2409-7616.2020.2.07
  10. Милованова Н.Г. Теория и практика подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми: монография // Вестник ТОГИРРО. 2009. № 2. С. 5-296. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17345967
  11. Шихов Ю.А. О парадигмах профессиональной педагогики // Альманах современной науки и образования. 2007. № 5. С. 256-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18022998
  12. Соколовская С.В., Нежкина Н.Н., Синипалов А.В. Эффективность использования цифровой образовательной среды при обучении в сфере физической культуры и здорового образа жизни // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1 (156). С. 274-281. EDN: DSWWVF, DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.032
  13. Филиппова С.А., Пазухина С.В., Куликова Т.И., Степанова Н.А. Сформированность эмоциональной устойчивости студентов к негативному влиянию информационной среды // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 2. С. 88-105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38569510
  14. Фионова В.А., Гуринович Л.А. Современные проблемы молодых семей и пути их решения // Вестник Иркутского университета. 2020. № 23. С. 81-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44035307
  15. Шибкова Д.З., Байгужин П.А., Герасёв А.Д. Влияние технологий цифрового обучения на функциональные и психофизиологические ответы организма: анализ литературы // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 3. С. 125-141. EDN: NJGXXQ, DOI: 10.15293/2658-6762.2103.07

Библиографическая ссылка: Амбалова С.А. Влияние информационной среды на психическое здоровье обучающихся // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 551-561. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.48