ISSN 2409-7616

Савичева И.А., Терехова С.А.

РОЛИ И ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ОНЛАЙН

УДК 372.881.111.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.47

Савичева И.А.1 (Волгоград, Россия) — tikushina_irene@mail.ru, Терехова С.А.2 (Волгоград, Россия) — terehovasvitlana@yandex.ru

1Волгоградская академия МВД России

2Волгоградский государственный педагогический университет

Аннотация. Статья характеризует изменение (расширение или сокращение) ролей и функций преподавателя при переходе в онлайн-среду в условиях постковидного образования. На основе анализа отечественных и зарубежных (Турция, Филлипины, Саудовская Аравия, Иран, Южная Африка, Литва, Египет, США, Бразилия и Китай) источников за последние пять лет были выделены следующие функции преподавателей в сетевом обучении: психолого-педагогическая, организационно-координирующая, социализирующая, техническая, контролирующая, научно-исследовательская. Каждая из функций претерпела изменения при переходе в виртуальную среду. Психолого-педагогическая, организационно-координирующая и техническая функции расширяются в результате поиска новых способов реализации уже существующих приемов, форм и методов преподавания в новой для педагога среде и необходимости более жесткого контроля виртуальных обучающихся. Kонтролирующая функция упрощается за счет электронной автопроверки, но социализирующая функция усложняется, т.к. обучающиеся не чувствуют себя частью группы и преподавателю нелегко организовать групповую работу и взаимодействие обучающихся как во время онлайн-занятия, так и вне его. Также в результате анализа литературы было установлено, что эффективная реализация данных функций в виртуальной среде не зависит от пола, возраста и педагогического стажа преподавателя, но зависит от уровня образования, опыта онлайн-преподавания и/или онлайн-обучения и степени участия в образовательном процессе (косвенное, частичное, совместное или участие с опорой на технологии). В результате нашего исследования был сделан вывод о необходимости дальнейшего анализа вынужденного онлайн-обучения в период пандемии для выявления положительных и нивелирования отрицательных сторон сетевого образования.

Ключевые слова: онлайн-обучение, онлайн-преподавание, сетевое образование, обучение в виртуальной среде, функции преподавателя, роли преподавателя, обучение в период пандемии.

Список источников:

  1. Авдеева Е.Л. Критерии разработки онлайн-курса для обучения иностранному языку студентов дистанционного образования // Высшее образование сегодня. Секция: Трансформация языкового образования. 2020. № 9. C. 46-56. EDN: ESGLTM, DOI: 10.25586/RNU.HET.20.09.P.46
  2. Алексеева Д.А., Алексеева И.Ю. Преподаватель в контексте цифровизации образования // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 83-92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44868248  
  3. Атамурадов Ж.Ж. Роль преподавателя в проектировании этапов построения дистанционного обучения // ACADEMY. 2020. №10 (61) C.35-38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44315470
  4. Воевода Е.В. Цифровая дидактика: технологии и практики // Дискурс профессиональной коммуникации. 2020. №2-2. C. 89-94. DOI: https://doi.org/10.24833/2687-0126-2020-2-2-89-94
  5. Галиханов М.Ф., Хасанова Г.Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 2. — С. 51-62. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-51-62
  6. Гилева К.В., Боли Ю.И. Психолого-педагогические компетенции педагога в корпоративном онлайн-обучении // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2021. № 3 (11). С.76-81. EDN: SMLHPY, DOI: 10.52170/2618-7949_2021_11_76
  7. Занкова А. А. Преподаватель русского языка как иностранного в системе неформального образования в онлайн-среде // Преподаватель XXI ВЕК. Язык и образование. 2019. №1.  С. 177-186. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37317549
  8. Иванова А.Д., Муругова О.В. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей (по итогам педагогического исследования 2019 года) // Открытое образование. 2020. Т. 24,  № 2. С. 4-16. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-4-16
  9. Кулагина Ю.А., Морозова И.М. Организация самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1-4 (103). С. 136-139. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44635627
  10. Лучникова А.В. Личность преподавателя иностранного языка при дистанционной форме обучения в вузе // StudNet. 2020. Т.3, №4. C. 105-112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42837980
  11. Петунин О.В., Асташова Т.А. Профессиональные компетенции преподавателя электронного обучения через призму истории развития электронного обучения в России // Вопросы педагогики. 2020. № 6-1. С. 257-265. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42985893
  12. Пеша А.В. Развитие надпрофессиональных компетенций студентов в формате онлайн // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, №3. С. 19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43919924
  13. Попова А.В. Цифровая педагогика: к вопросу об изменении роли акторов педагогического процесса // Проблемы современного образования. 2021. № 3. C. 81-93. EDN: KTHFAY, DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-81-93
  14. Прибыткова Н.В., Страхова К.И. Взаимодействие субъектов учебного процесса в онлайн обучении // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2018. № 3. С. 84–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34905448
  15. Рыбакова Н. А. Проблемы самоактуализации субъектов образовательного процесса вуза в условиях онлайн-обучения // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33). C. 54-61. EDN: CTAAPX, DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-54-61
  16. Самойленко Н.Б. Преподаватель в виртуальной образовательной среде: проблемы, перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. C.318-322. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35130091
  17. Широколобова А.Г., Ларионова Ю.С. Изменение парадигмы образования при внедрении технологий E-learning в учебный процесс в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, № 3. C. 357-362. EDN: FKAEJH, DOI: 10.30853/ped210020
  18. Albrahim F.A. Online Teaching Skills and Competencies // TOJET: The Turkish Online Journal of Educational Technology. 2020. Vol. 19, Issue 1. P. 9-20.
  19. Basirat M., Taghizadeh M. Online Teacher Roles and Competencies: Voices from Pre-Service EFL Teachers // The Journal of English Language Pedagogy and Practice. 2022. Vol. 15, No.30. P. 70-95. DOI:10.30495/JAL.2022.696544
  20. De Metz N., Bezuidenhout A. An importance–competence analysis of the roles and competencies of e-tutors at an open distance learning institution // Australasian Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 34(5). P. 27-43. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.3364
  21. Fallah R., Chalak A., Heidari Tabrizi H. Reconstruction of Iranian English foreign language teachers’ professional identity in online classes // Problems of Education in the 21 st Century. 2021. Vol. 79(6). P. 858-879. DOI: https://doi.org/10.33225/pec/21.79.858
  22. Kara M., Kukul V., Çakır R. Conceptions and Misconceptions of Instructors Pertaining to Their Roles and Competencies in Distance Education: A Qualitative Case Study // Participatory Educational Research (PER). 2018. Vol. 5(2). P. 67-79. DOI: http://dx.doi.org/10.17275/per.18.12.5.2
  23. Khtere A.R., Yousef A.M.F. The Professionalism of Online Teaching in Arab Universities: Validation of Faculty Readiness // Educational Technology & Society. 2021. Vol. 24 (3). P. 1–12.
  24. Martin F., Budhrani K., Kumar S. Award-winning faculty online teaching practices: Roles and competencies // Online Learning. 2019. Vol. 23(1). P. 184-205. DOI: https://doi.org/10.24059/olj.v23i1.1329
  25. Simsek I., Kucuk S., Biber S.K. Development of an Online Teaching Competency Scale for University Instructors // Open Praxis. 2021. Vol. 13(2). P. 201–212. DOI: https://doi.org/10.5944/openpraxis.13.2.137   
  26. Singh A.B., Engeness I. Examining Instructors’ Roles in Facilitating Students’ Learning Process in Pedagogical Information and Communication Technology Massive Open Online Course // Cultural-Historical Psychology. 2021. Vol. 17, No. 2. P. 76-89. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170208
  27. Queiroz V., Mustaro P.N. Roles and Competencies of Online Teachers // The Internet TESL Journal. 2003.Vol. IX, No. 7
  28.  Undar R., Madrigal D.V. Online Teaching Readiness of Teachers in Salesian Schools // Asian Research Journal of Arts & Social Sciences. 2021. Vol. 15(2). P. 24-36. DOI: 10.9734/ARJASS/2021/v15i230254
  29. Wang Y., Wang Y., Stein D. Examining Chinese beginning online instructors’ competencies in teaching online based on the Activity theory // Journal of Computers in Education. 2021. Vol. 8(3). P. 411–440 DOI: https://doi.org/10.1007/s40692-021-00186-9

Библиографическая ссылка: Савичева И.А., Терехова С.А. Роли и функции преподавателя в условиях обучения онлайн // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 539-550. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.47