ISSN 2409-7616

Каргаполова Е.В., Дмитриева А.О., Платова Т.В.

ЧТЕНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.40

Каргаполова Е.В.1 (Москва, Россия) — k474671@list.ru, Дмитриева А.О.2 (Москва, Россия) — nastyadm1999@gmail.com, Платова Т.В.1 (Москва, Россия) — tanya.vektor@mail.ru

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

2Российский государственный гуманитарный университет

Аннотация. В данной работе проведен анализ чтения как социокультурной ценности в представлениях современного российского студенчества (на примере студентов вузов Москвы и Астрахани). На основе результатов двух волн эмпирического исследования показано, что подавляющее большинство студентов относятся к книге как к источнику духовного развития, хотя и наблюдается некоторое снижение данного показателя. При этом также для большинства опрошенных несомненно, что искусству чтения необходимо учить и что книга – «глоток надежды» в стремительно изменяющемся мире. Более половины опрошенных считают, что публичные и домашние библиотеки утратили свою необходимость. Но также более половины не согласны с тем, что электронные книги полностью заменят книги на бумажном носителе. К чтению произведений художественной литературы респонденты чаще всего обращаются для информации, удовольствия и подготовки к учебным занятиям, несколько реже – для досуга, отдыха, развлечения, саморазвития и самопознания, снятия стресса. При этом частота обращений к художественной литературе снижается – от одного раза в день и чаще до одного раза в неделю и в месяц. Авторы делают вывод о том, что представители авангарда молодежи – студенчества – демонстрируют традиционное для отечественной культуры уважение к книге и чтению. При этом в обществе потребления в условиях информационного шума и гипертекстовых форматов роль книги и чтения как социокультурной ценности снижается, что в результатах нашего исследования проявляется, прежде всего, в уменьшении доли тех, кто считает книгу источником духовного развития, а также снижении частоты обращений к произведениям художественной литературы.

Ключевые слова: чтение, книга, социокультурная ценность, читательские практики, современное российское студенчество.

Список источников:

  1. Васильев В.И. О развитии понятия «книжная культура» и его сущностного значения // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: К 95-летию Центр. науч. б-ки им. Я. Коласа Нац. акад. наук Беларуси: материалы XII Белорус.-Рос. науч. семинара-конф. — Москва: Наука,  2020. — С. 83-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43075483
  2. Горенинцева В.Н., Губайдуллина А.Н., Подкладова Т.Д. Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций / под общ. ред. А.Н. Губайдуллиной. — Томск: Издательский Дом ТГУ, 2019. — 208 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41565113
  3. Демина Л.И., Петрожицкая И.А. Электронные библиотеки в контексте формирования культуры чтения художественных произведений в интернете // МедиаVектор. 2023. № 7. С. 25-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53839119
  4. Евсеев В.О. Структурно — семантическое моделирование развития социально-экономических и общественных отношений // ЦИТИСЭ. 2020. № 1 (23). С. 269-279. EDN: VWNGFA, DOI: 10.15350/24097616.2020.1.25
  5. Иванова Т.Н., Лившиц Ю.А. Чтение как социокультурная ценность в контексте регионального развития // Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты. Сборник материалов VI Международной научной конференции; под ред. Г.Н. Тараносовой, И.А. Изместьевой. — Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2019. — С. 314-321. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41337386
  6. Мартыненко А.В. Позиционирование читательской культуры в цифровую эпоху:субкультура «читателей» в соцсетях // Симбирский научный вестник. 2021. Т. 43. № 1. С. 94-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48650399.
  7. Мигунова Ю.В. Чтение как социально-культурная потребность населения россии (на примере республики Башкортостан) // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 4 (60). С. 38-40. EDN: ZGZJXN, DOI: 10.24158/spp.2019.4.5
  8. Михайлова Л.А., Перчаткин Н.О. Чтение как средство развития социокультурной компетенции // Современная коммуникация: стратегии и тактики взаимодействия. Сборник материалов десятой международной студенческой научно-практической конференции. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2022. — С. 81-88. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48564351
  9. Мосунова Л. А. Чтение как средство коммуникации в эпоху глобализации // Вестник вятского государственного университета. 2021. №4(42). С. 119-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48225590
  10. Паршукова Г. Б. Библиотека и ценности современной культуры // Книга: Сибирь – Евразия. Труды I Международного научного конгресса. Том 1. — Новосибирск: Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН. 2021. — С. 50-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30027606
  11. Антипова А.М., Калинина Э.С. Свободное чтение школьника как социопедагогический феномен // Литература в школе. 2021. № 2. С. 66-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45605624
  12. Мосунова Л.А. Чтение художественной литературы как процесс понимания смысла // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 66-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44285424
  13. Олешко Е.В. «Новое чтение» как форма потребления современного медиапродукта // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 4 (201). С. 13-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44437489
  14. Трубицына Л.В.  Чтение для себя и чтение для других как два самостоятельных типа чтения взрослого человека // Kazakhstan Science Journal. 2021. Т. 4. № 9 (34). С. 13-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47257075
  15. Тихомирова И.И. Чтение в образовании и чтение в культуре: в чём разница? // Библиотечное дело. 2012. № 1 (163). С. 30-34. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17306938

Библиографическая ссылка: Каргаполова Е.В., Дмитриева А.О., Платова Т.В. Чтение как социокультурная ценность в представлениях современного российского студенчества // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (35). C. 453-464. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.40