ISSN 2409-7616

Иванов А.В.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ

УДК 37.01

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.37

Иванов А.В.1 (Москва, Россия) — aivanov7@rambler.ru

1Московский городской педагогический университет

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам взаимодействия в сфере образования между педагогом и воспитанником, духовно-нравственного воспитания подростков и молодежи, развитию их духовных качеств, опирающихся на современные исследования в различных областях научного знания. Цель исследования заключается в раскрытии взаимодействия в процессе совместного труда при движении к общей цели как средства развития духовных качеств, определяющих состояние сознание человека. Задачи исследования: определить актуальность проводимого исследования; выявить сущность проблемы взаимодействия; определить современные технологии взаимодействия, особенности развития духовных качеств человека в процессе воспитания коллектива когнититивистской ориентации и развития духовного сознания. Педагогическое взаимодействие рассматривается нами как процесс непосредственного или опосредованного воздействия преподавателя и студентов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, влияющих на развитие их качеств и способностей. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются философский и деятельностный подходы, позволяющие синтезно рассмотреть данный вопрос. Изучение проблемы взаимодействия преподавателя и обучающегося в коллективе с целью развития духовных качеств на основе вышеперечисленных подходов позволит раскрыть одно из ведущих направлений современного воспитания. Материалы статьи представляют практическую ценность для исследователей проблем воспитания, студентов, педагогов школ.

Ключевые слова: взаимодействие между участниками образовательного процесса, педагогическое общение, коллектив когнитивистской ориентации, духовные качества, духовное сознание.

Список источников:

  1. Андриенко А.С. Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования: история, современное состояние и перспективы развития: монография. -Чебоксары: Среда, 2018. — 92 с.  EDN: YVXFAD, DOI: 10.31483/r-22120
  2. Быков А.К., Руденко Ю.С. Компетентностный подход в научно-исследовательской работе магистрантов // Вестник московского университета им. С.Ю. Витте. 2013. №1(2). С. 4-11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19623843
  3. Вильчинская М.А., Волохова С.Г. Компетентностный подход в формировании конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2019. № 3. С. 19-25. EDN: YZPHNE, DOI: 10.18101/2304-4446-2019-3-19-25
  4. Воспитание и обучение в системе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Т.К. Ростовская, Л.В. Мардахаев, Я.В. Шимановская, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: РГСУ, 2022. — 250 с. ISBN 978-5-7139-1422-6
  5. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
  6. Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Калимжанова Р.Л. Система образования в эпоху глобализации: необходимость управления ее процессами и тенденциями // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской. — М.: Экон-Информ, 2019. — С. 152-164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36778704
  7. Егорычев А.М., Ростовская Т.К. Перспективы развития профессионального образования в условиях глобализации мирового сообщества // ЦИТИСЭ. 2020. № 1 (27).  C. 55-64. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.05
  8. Иванов А.В. Проблема коллектива в новых историко-культурных условиях: Монография. — М.: Перспектива, 2017. — 167 с.
  9. Кан – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., Просвещение, 1987. — 190 с.
  10. Крылова Н.Б. Культурология образования. — М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Смысл, 2005. — 352 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2009. — 713 с.
  13. Сухомлинский В.А.  Рождение гражданина. — М., 1971.
  14. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании: Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1968. -195 c.
  15. Durisiс M., Bunijevac М. Parental Involvement as a Important Factor for Successful Education // C E P S Journal. 2017. Vol.7, No 3. P. 137-153. DOI:10.26529/cepsj.291
  16. Gangnon B., Milbourne C. Dear barista: Professors as mem-bers of the service class. Paper presented at the International Congress of Qualitative Inquiry, Urbana-Champaign, IL. 2014.
  17. Hunzicker J. Building Professor-Student Relationships in an Age of Social Networking. 2016.
  18. Ivanov A.V., Akhtyan A.G., Vishnyakova V.A. Pedagogical conditions for developing a sense of responsibility in adolescents and youth // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9. No.11. P. 1809-1821.
  19. Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality. Birmingham, 2017.
  20. Yamamoto Y., Holloway S.D., Suzuki S. Parental Engagement in Children’s Education: Motivating Factors in Japan and the U.S. // School Community Journal, 2016, Vol. 26, No. 1.

Библиографическая ссылка: Иванов А.В. Взаимодействие преподавателя и студентов как средство развития их духовных качеств // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 421-430. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.37