ISSN 2409-7616

Гребенникова В.М., Узунова Г.П.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА

УДК 377

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.32

Гребенникова В.М.1 (Краснодар, Россия) — vmgrebennikova@mail.ru, Узунова Г.П.2 (Симферополь, Россия) — uzunova-galya@yandex.ru

1Кубанский государственный университет

2Открытый Таврический колледж 

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации индивидуально-дифференцированного подхода к непрерывному образованию преподавателя колледжа, сопровождения его профессионально-личностного развития и профессионального роста. Автор, на основе результатов теоретического анализа, разрабатывает технологию информационно-методического сопровождения процесса проектирования индивидуальной траектории профессионального роста преподавателей колледжа, в которой не только обозначены содержание и последовательность деятельности информационно-методической службы колледжа, но и раскрыты вариативные принципы организации системы оказания адресной помощи каждому преподавателю, с учетом особенностей его профессионально-личностного развития. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, заключающегося в апробации представленной технологии в ряде колледжей р. Крым и длившегося в течение четырех лет. В педагогическом эксперименте приняли участие 130 преподавателей колледжей, имеющих разный стаж педагогической деятельности и разные образовательные потребности. Для организации педагогического эксперимента автором разработаны внешние и внутренние критерии профессионального роста преподавателей колледжа, с помощью которых проведен педагогический мониторинг особенностей профессионального развития преподавателей экспериментальной и контрольной групп в течение четырех лет их профессиональной деятельности. На основании результатов мониторинга, делается вывод о возможности и целесообразности организации в каждом колледже информационно-методического сопровождения, реализующего вариативные программы оказания помощи преподавателям в построении ими индивидуальной траектории собственного профессионального роста.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, индивидуальная образовательная траектория, профессиональный рост, профессиональное развитие, преподаватели колледжа, информационно-методическое сопровождение.

Список источников:

  1. Белотелова Л.Н. Методическое сопровождение преподавателя колледжа как одно из условий обеспечения качества среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2009. № 7. С. 41-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12566889
  2. Бобровникова Е.Р., Фоменко С.Л. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 49-53. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21305684
  3. Воеводкина О.А. Информационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности будущего учителя // Молодой ученый. 2020. № 45 (335). С. 231-233.
  4. Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. — СПб.: Профессия, 2004. — 304 с. ISBN 5-93913-056-9
  5. Косенко Л.Л. Педагогическая поддержка как актуальная современная парадигма // Достижения науки и образования. 2018. № 1 (23). С. 78-83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32284169
  6. Манузина Е.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 1. С. 109-113. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15578136
  7. Сенаторова К.П.  Понятие «сопровождение» как педагогическая категория // Известия Самарского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, Вып. 1 (33). С. 289-293. EDN: NHEEIW, DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-289-295
  8. Туровец Н.И. Педагогическое сопровождение и поддержка: сущность и соотношение понятий. Современные технологии и инновации в педагогической системе образования. — Н. Новгород: Профессиональная наука, 2016. — 72 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25354371
  9. Узунова Г.П., Каменский А.М.  Вариативность образовательных потребностей преподавателей колледжа как условие их профессионально-личностного развития // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2021. № 4. С. 26-31. EDN: NWCYYO, DOI: 10.12737/2306-1731-2021-10-4-26-31
  10. Узунова Г.П., Гребенникова В.М. Тенденции развития непрерывного профессионального образования педагогов // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 3. С. 133-137. EDN: MRHCLO, DOI: 10.17513/snt.37954
  11. Матушанский Г.У., Камалеева Л.С., Шакурова М.Ф. Педагогическое сопровождение образовательного процесса // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3 (152). С. 59-68. EDN: JGXTGD, DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.007
  12. Вейдт В.П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Калининградский вестник образования. 2022. № 3 (15). С. 14-24. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49521555
  13. Гусева Е.В. Методическое сопровождение профессионального роста педагога // Педагогическое искусство. 2021. № 2. С. 33-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47438653
  14. Александрова Е.А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 14-21. EDN: SLEENC, DOI: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21
  15. Шонтукова И.В. Методическое сопровождение педагогов: региональные проблемы, задачи и модели // Педагогика. 2023. Т. 87. № 2. С. 67-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50381454

Библиографическая ссылка: Гребенникова В.М., Узунова Г.П. Технология информационно-методического сопровождения профессионального роста преподавателя колледжа // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 372-381. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.32