ISSN 2409-7616

Быкасова Л.В., Першонкова Е.А., Подберезный В.В., Федорцова С.С.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.21

Быкасова Л.В.1 (Россия, Ростов-на-Дону) — moeve-25-moeve@yandex.ru, Першонкова Е.А.1 (Россия, Ростов-на-Дону) — vallyasha@yandex.ru, Подберезный В.В.1 (Россия, Ростов-на-Дону) — podberes@mail.ru, Федорцова С.С.1 (Россия, Ростов-на-Дону) — fedorcova@mail.ru

1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Аннотация. В статье рассматриваются современные идеи воспитания детей и юношества с позиции акмеологического дискурса, задающего контур исследования и позволяющего рефлексировать исторические, социальные, культурные, личностные детерминанты реального состояния изучаемого объекта. Разворачивание личности в процессе воспитания изучается через призму рефлексии философского, психологического и педагогического знания, через изучение сущности педагогических концептуальных идей, направленных на формирование человека; основных тенденций в воспитательном процессе, обосновывающих необходимость масштабирования личности; смыслов в философском эго-тексте ученых, в которых конструируется жизненная модель личности, отражаются процессы самопознания и самовыражения; вопросов развития появляющихся образовательных практик, фиксирующих ценности и цели современного гражданина; новых дидактических образцов, стремящихся к творческому раскрытию личности, ее значимости в осознании себя в мире и мира в себе.Субъектом в статье авторы считают не абстрактную личность, а человека, живущего в современном обществе, учитывают специфику сознания обучаемого, определяемую такими факторами как возраст, социальное окружение, национальность, конфессиональная принадлежность, сформированность мировоззрения, степень зрелости. Проблемное поле воспитания современного школьника с точки зрения акмеологического дискурса позволяет констатировать его бесспорную философскую значимость, безусловное смысловое наполнение, несомненную филогенетическую сущность, в соответствии с чем в статье имплицируется обращение к культурной парадигме; к  образованию, как важнейшему средству обучения и воспитания субъекта; а также к архитектонике опыта становления субъекта в образовании, что содействовало расширению сакрального ландшафта личности за счет разворачивания его практики социального проектирования.

Ключевые слова: образование субъекта, акмеологическая сфера, духовный резонанс, стигмергия, синхронизация.

Список источников:

  1. Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Ребенок в культуре взрослых. — М.: Юрайт, 2022. — 151 с. ISBN 978-5-534-09629-3
  2. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Концепция развития высшего образования в России // Мир образования. 2016. № 5. C. 1-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30096139
  3. Volkov A.V., Volkova S.V. Homo educationandus in the mirror of philosophical anthropology // Prospects for Science and Education. 2020. № 6 (48). C. 22-30.  EDN: NKBBEG,  DOI: 10.32744/pse.2020.6.2
  4. Выготский,- Л. С.  Психология развития. — М.: Юрайт, 2023. — 281 с. ISBN 978-5-534-07290-7.
  5. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2022. — 296 с. ISBN 5-7084-0230-Х
  6. Знаков В. В. Понимание немыслимого // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 1. С. 3-14. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46548028
  7. Иванов А.В. Концептуальные идеи нового воспитания в условиях информационной образовательной парадигмы // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.188-198. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.18
  8. Иванов А.В. Методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания на разных возрастных этапах развития // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 4. С. 34-41. EDN: KBFUZP, DOI: 10.20339/AM.04-21.034
  9. Капица С. П. Парадоксы роста. — М.: Альпина Диджитал, 2012. — 38 с. ISBN 978-5-9614-2301-3
  10. Крылова Н.Б., Бедерханова В.П., Демакова И.Д. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С. 16-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17716528
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.  – М.: Смысл, 2021. – 352 с. ISBN: 978-5-458-03987-1
  12. Послание Президента Федеральному Собранию от 21.02.2023. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70565 (Дата обращения 01.03.2023)
  13. Сериков В.В. Педагогические исследования: в поисках путей повышения качества // Образование и наука. 2015. № 7 (126). С. 4-23. EDN: UGVBFL, DOI: 10.17853/1994-5639-2015-7-4-23
  14. Строгац С. Ритм вселенной. Как из хаоса возникает порядок в природе и в повседневной жизни. — М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 384 с. ISBN: 978-5-00100-388-5
  15. Философский словарь. — М.: Республика, 2003. — 380 с. ISBN 985-428-636-3
  16. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. В.В. Бибихина.  — Харьков: Фолио, 2003. — 503 с. ISBN 966-03-1594-5
  17. Эльконин Д.Б.К проблеме стадий психического развития ребенка // Советская психология, 1972. Т. 10, № 3. С. 225-251. DOI: https://doi.org/10.2753/RPO1061-04051003225
  18. Bykasova L., Podbereznyi V., Petrushenko S. Education subject as a synthesis of cognitive practices. International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism». The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. SCTCMG, 2019. — P.  569-576. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.77
  19. Bykasova L., Kravchenko M., Kamenskaya E. Modern education: immersive discourse. Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference «Current problems of social and labour relations» (ISPC-CPSLR 2021). Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference. Amsterdam, 2022. — P. 87-94.
  20. Croitoru I., Munteanu H. The Moralreligious Education – A Support of Selfconscience Training // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2019. No. 116. P. 2155-2163. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.536
  21. Ellison N. B. Social network sites: Definition, history, and scholarship // Journal of Computer Mediated Communication. 2007.  No. 13 (1). P. 210-230. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2007.00393.x
  22. Gabdulchakov V. F. The Problems of Language Personality Formation in Russia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. No. 146. P. 158-162. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.104
  23. Gibson D., Broadley T., Downie J. Evolving Learning Paradigms: Re-Setting Baselines and Collection Methods of Information and Communication Technology in Education Statistics // Educational Technology & Society. 2018. No. 21 (2). P. 62–73.
  24. Le Deist F. D., Winterton J. What is competence? // Human resource development international. 2005. No.  8 (1). P. 27-46. https://doi.org/10.1080/1367886042000338227
  25. Tomlinson P., Quinton M. Values Across the Curriculum. — London, Routledge, 2017. — 243 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780367352028

Библиографическая ссылка: Быкасова Л.В., Першонкова Е.А., Подберезный В.В., Федорцова С.С. Концептуальные идеи воспитания современного школьника // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 246-259. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.21