ISSN 2409-7616

Азимова С.Н., Адельмурзина И.Ф., Назмеева И.В., Бакиева Э.В., Арсланов А.Ш.

РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ СВОЕГО КРАЯ

УДК 372.891

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.18

Азимова С.Н.1 (Уфа, Россия) — gulimmani02@gmail.com, Адельмурзина И.Ф.1 (Уфа, Россия) — adelmur@mail.ru, Назмеева И.В.1 (Уфа, Россия) — irinanazmeeva1@gmail.com, Бакиева Э.В.1 (Уфа, Россия) — ev-bakieva@mail.ru, Арсланов А.Ш.1 (Уфа, Россия) — asd206458@yandex.ru

1Уфимский университет науки и технологий

Аннотация. В настоящее время все больше людей осознают необходимость изучения окружающей их среды и важности её сохранения для будущих поколений. Изучение физической географии, науки, которая изучает природные процессы на Земле, является важным шагом в этом направлении. Школьные курсы физической географии играют важную роль в формировании интереса к изучению своего края. Курсы физической географии не только помогают ученикам понимать и объяснять природные процессы, но и способствуют развитию аналитических и наблюдательных навыков, что необходимо для успешной работы в любой сфере жизни. Кроме того, изучение физической географии также может способствовать формированию экологического мышления и ответственного отношения к окружающей среде. Одним из ключевых компонентов курсов физической географии является изучение местных достопримечательностей и природных объектов. Это помогает ученикам лучше понимать и оценивать уникальность своего края, а также понимать важность его сохранения и защиты. Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, обеспечение преемственности поколений россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости. У школьников преобладает потребительское отношение к природе. Причиной этого является снижение эмоциональной окраски при подаче учебного материала. Они помогают ученикам не только понимать природные процессы, но и осознавать важность их сохранения и защиты для будущих поколений.  Поэтому, с моей точки зрения, на уроках необходимо обращать внимание на красоту природы, развивать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус, умение ценить красоту и богатство родной природы. В этих условиях особенно возрастает роль географии в воспитании личности. Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Изучение родного края и его культуры имеет важное значение для формирования патриотических чувств и гражданской индивидуальности у молодого поколения. Однако, чтобы заинтересоваться изучением своего края необходимо иметь базовые знания о географии местности. Школьные курсы физической географии играют важную роль в формировании таких знаний и интереса к краю

Ключевые  слова : география, школьные курс, родной край, краеведение, физическая география, учебный процесс.

Список источников:

  1. Адельмурзина И.Ф., Латыпова З.Б., Назмеева Интеграция медиаобразования в уроки географии в современной школе // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.238-249. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.23
  2. Ашимова Г.Е., Ашимова Э.Е Роль регионального компонента в образовательном процессе как средство повышения интеллектуального уровня учащихся в воспитании любви к родному краю // Непрерывное образование: материалы Международного форума. Том 2. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. — С. 43-51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43805372
  3. Ахмиева Р.Б., Гайсумова Л.Д., Чатаева М.Ж. Картографический материал в изучении географических дисциплин в вузе и школе // Научное мнение. 2015. № 4-2. С. 93-97. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23603942
  4. Бигильдина Э.Р., Бакиева Э.В., Султанова Р.М. Особенности современных учебников географии и возможности их использования в школах России // ЦИТИСЭ. 2022. №3 (33). С.422-433. EDN: HAEPDB, DOI: 10.15350/2409-7616.2022.3.37
  5. Воробьева О.В, Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А. Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. №2. С. 145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29036214
  6. Гиттис М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. — Челябинск: АБРИС, 2017. — 175 с.
  7. Горбатова О.Н. Методика преподавания географии: Учебное пособие. -Барнаул: Алтайский государственный университет, 2014. — 242 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24259892
  8. Егорычев А.М. Образование в информационную эпоху: традиции, инновации, приоритеты // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2021. Т. 15. С.120-130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45663099
  9. Егорычев А.М., Ахтян А.Г. Национальная культура и система отечественного профессионального образования: интеграция как возможность эффективного развития // Ученые записки РГСУ. 2016.  Т. 15, № 6 (139). С. 78-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28823511
  10. Ибрагимова З.Ф., Костромина Д.А., Сайфуллин И.Ю. Организация природоведческих экскурсий для сбора цифрового гербария // Астраханский вестник экологического образования. 2021. № 2 (62). С. 155-165. DOI: https://doi.org/10.36698/2304-5957-2021-2-155-165
  11. Кравченко А.П. Воспитание толерантности у учащихся при изучении географии // География и геоэкология на службе науки и инновационного образования: материалы XVI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 160-летию со дня рождения полярного исследователя Ф. Нансена, 130-летию со дня рождения геолога С.В. Обручева, 110-летию со дня рождения писателя и путешественника Г.И. Кублицкого. Выпуск 16. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2021. — С. 234-236. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46553446
  12. Кропачева И.В. Развитие познавательного интереса на уроках географии // Современные исследования природных и социально-экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования: Материалы Международной научно-практической конференции / Под редакцией О.В. Янцер, Д.Н. Липухина, Ю.Р. Ивановой. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. — С. 175-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32606482
  13. Мухаметкулова С.Ф. Формирование любви к природе родного края через поисково — исследовательскую деятельность // Слагаемые педагогической практики: Материалы IV Международной научно-практической конференции. — Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2018. — С. 117-119 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35265897
  14. Павлова Л.Ю. Выбор образовательных технологий, методов и приемов в преподавании географии // География: теория, методика, практика: материалы I областной научно-методической конференции / под общ. ред. Т. Г. Алексеевой. — Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2015. — С. 77-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24402259
  15. Природно-социальный комплекс как условие развития естественнонаучного и географического образования: 46-я областная научно-практическая конференция учителей биологии, географии, химии, экологии. — Киров: Старая Вятка, 2019. — 92 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36994188
  16. Саидмуратова Ф.А. Возможности использования нетрадиционных методов обучения в преподавании географии // Мировая наука. 2020. №6 (39). С. 344-346. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43816208
  17. Сайфуллин И.Ю., Сайфуллина Е.Н., Иноземцева Д.Н. Организация туристских маршрутов на охраняемой территории (на примере национального парка «Зигальга») // Астраханский вестник экологического образования. 2022. № 3(69). С. 71-78. EDN: EPWFNG, DOI: 10.36698/2304-5957-2022-3-57-71-78
  18. Тухватуллина Ф.Г. Воспитание любви к родному краю — основа патриотического воспитания // Марийское краеведение: опыт и перспективы развития 2020. Т. 1, № 1. С. 169-170. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44204528
  19. Хизбуллина Р.З., Адельмурзина И.Ф., Якимов М.С. Проведение полевых исследований с учащимися для изучения природно-территориальных комплексов. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21. № 64. С. 43-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37711396
  20. Хизбуллина Р.З., Бакиева Э.В., Галкин А.В. Использование возможностей google-карт при изучении интересных природных объектов по дисциплине «география туризма» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21, № 67. С. 48-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39545147

Библиографическая ссылка: Азимова С.Н., Адельмурзина И.Ф., Назмеева И.В., Бакиева Э.В., Арсланов А.Ш.  Роль школьных курсов физической географии в формировании интереса к изучению своего края // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 212-225. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.18