ISSN 2409-7616

Клипакова Д.М.

ЦЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

УДК 37.011.31

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.15

Клипакова Д.М.1 (Москва, Россия) — dm.klipakova@mpgu.su

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. «Педагогический дискурс» — многогранный феномен, представляющий собой сосредоточение знаний, особенно ценных для исследователей педагогической науки. На данный момент в методике накоплено достаточно большое количество его интерпретаций, из-за чего «педагогический дискурс» может рассматриваться современными педагогами абстрактно, например, как «учебный контекст». Данная статья главным образом нацелена на структуризацию проанализированных существующих литературных исследований о «педагогическом дискурсе», что будет способствовать переоценке его значимости для современных профессионалов. Представленная статья ставит перед собой задачи рассмотреть следующие методические вопросы, которые являются основными содержательными элементами «педагогического дискурса»: организация учебного пространства с учетом запроса современной образовательной системы; специфика построения коммуникативного взаимодействия между агентами, принимающими участие в учебном процессе; значимость роли образа учителя как профессионала. Анализ «педагогического дискурса» позволил сформулировать более конкретизирующее определение данного термина. Также, результатом данного исследования является выявление следующих переменных “педагогического дискурса”: “диалогически развитая личность учителя” и “профессионально-педагогический диалог”. Необходимость исследования “педагогического дискурса” обусловлена не только его теоретической сложностью, но и современным общественным и государственным запросом. В 2023 году в России происходит переоценивание роли педагога. Престиж данной профессии значительно вырос, так как современная образовательная повестка ставит задачу сформировать полноценных, осознанных и ответственных граждан российского общества. Углубленное понимание “педагогического дискурса” современными учителями позволит расширить профессиональные горизонты, чтобы соответствовать образовательным тенденциям.

Ключевые слова: дискурс, педагогический дискурс, образ педагога, образовательная среда, профессионально-педагогический диалог.

Список источников:

  1. Алгаев А.Н. Методика развития коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов // Мир науки, культуры, образования. 2013. №5 (42). С.171-174. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20679089
  2. Балабанова Т. Н. Педагогический дискурс как разновидность дидактического // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36665582
  3. Вербицкий А.А. Кросс-культурный контекст образования и становление новой педагогической парадигмы // Высшее образование сегодня. 2008. № 8. С. 28-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11159229
  4. Вербицкий  А.А. Методы обучения: традиции и инновации // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10, № 3-2. С. 106-111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36665582
  5. Вострикова Т.И. Профессионально-педагогический диалог на лингвистическую тему в «коммуникативном поле» педагогического дискурса // Гуманитарные исследования. 2010. № 4(36). С. 64-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15569739
  6. Вострикова Т.И. Вопросы профессионального педагогического общения в вузовском курсе педагогической риторики / Т. И. Вострикова // Инновационные процессы в науке и образовании: коллективная монография. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. — С. 80-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29049217
  7. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ.  Лингвистика языкового существования. — М.: Нов. Лит. Обозрение, 1996. — 352 с.
  8. Дубровская О.Г. Моделирование социокультурных характеристик: социокультурная организация дискурса / О. Г. Дубровская // Интегративные и кросс-культурные подходы к изучению мышления и языка: Материалы международной научной конференции. — Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2022. – С. 69-72.
  9. Ежова Т.В. Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук. — Оренбург, 2009. — 46 с.
  10. Ершова О.И. Идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в контексте поликультурного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12, № 6. С. 116-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32821749
  11. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения /  П.Ф. Каптерев. — М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  12. Карасик В.И. Дискурсология как направление коммуникативной лингвистики //  Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016. №1 (21). С. 17-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27381218
  13. Карасик В.И. О типах дискурса //  Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. — Волгоград: Перемена, 2000. — C. 5-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25969307
  14. Карасик В.И. Структура институционального дискурса //  Проблемы речевой коммуникации. — Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2000. — С.25-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35163141
  15. Карасик В.И. Самовыражение в разных типах дискурса // Коммуникативные исследования. 2022. Т. 9, № 3. С. 564-574. EDN: FTXEQD, DOI: 10.24147/2413-6182.2022.9(3).564-574
  16. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Тенденции развития современного дискурса, // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1. С. 14-31. EDN: VDSAXG, DOI: 10.29025/2079-6021-2021-1-14-31
  17. Козина Ю.В. Коммуникативный вектор педагогического дискурса // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2. С. 179-181. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49289883
  18. Костюшкина Г.М., Рыбалко С.А. Способы организации педагогического дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 6. С. 1889-1894. EDN: IDCVVQ, DOI: 10.30853/phil210268
  19. Махновец С.Н., Попова О.А., Орлихина Н.Е. Педагогический дискурс в изменяющейся социальной и образовательной реальности // Вестник ТвГУ. Серия Педагогика и психология. 2018.  №3. C. 89-97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36351256
  20. Олешков М.Ю. Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект) //  Дискурс, концепт, жанр: коллективная монография / Отв. ред. М.Ю. Олешков. — Нижний Тагил, НТГСПА, 2009. — C.68-85.
  21. Олешков М.Ю. Институциональный дискурс в категориальном аспекте // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2011. №13. С.150-155. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18727583
  22. Остражкова Н.С. Обучение пониманию содержательного компонента педагогического курса лекции: Английский язык, языковой вуз //  автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Тамб.гос. ун-т им. Г.Р. Державина. — Тамбов, 2004. -18 с.
  23. Цинкерман Т.Н. Лингвопрагматическая специфика стилей общения в англоязычном воспитательном дискурсе: дис. … канд. филол. наук. — Волгоград, 2014. — 222 с.
  24. Чернявская В.Е. Дискурс // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): Словарь-справочник. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. — С. 134-135.

Библиографическая ссылка: Клипакова Д.М. Ценность педагогического дискурса в современной образовательной среде // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 178-190. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.15