Мардахаев Л.В.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
УДК 378.2
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.13
Мардахаев Л.В.1 (Москва, Россия) — mantissa-m@mail.ru
1Российский государственный социальный университет
Аннотация. В статье раскрывается понимание, сущность и содержание методологической культуры исследователя. Она представляет собой качественную характеристику методологически обоснованной исследовательской деятельности субъекта исследования. Статья раскрывает один из подходов понимания методологической культуры исследователя на основе личностно-деятельностного подхода. Это связано с тем, что она носит личностный характер и находит деятельностное проявление в процессе исследования частной проблемы. Такой подход позволяет с позиции личности выделять качественные характеристики исследователя и его деятельностного проявления в процессе решения задач познавательно-преобразовательной деятельности в соответствии с целями исследования на основе методологии педагоги. В статье выделяется деонтологическая основа методологической культуры исследователя. Она рассматривается как его нравственно-выраженная позиция, определяющая отношение к исследовательской деятельности и ее результативности. Выделены внутренняя и внешняя составляющие методологической культуры исследователя, их основные компоненты и дана им характеристика. Каждый компонент внутренней культуры – это то, что должно сформироваться и определять потенциал для проявления в процессе исследовательской деятельности субъекта. Внутренняя методологическая культура определяет потенциал для повседневного проявления методологической культуры исследователя. Каждый компонент внешней культуры – это то, в чем непосредственно и повседневно проявляется методологическая культура исследователя. Раскрыта взаимосвязь внутренней и внешней составляющих методологической культуры исследователя. Внешнее проявление в исследовательской деятельности субъекта определяет становление и развитие его внутренней составляющей методологической культуры. Компонентный состав методологической культуры исследователя позволил выделить и охарактеризовать пути ее формирования и совершенствования.
Ключевые слова: исследователь, культура, методологическая культура, внутренняя культура, внешняя культура, деонтология, деонтология исследователя.
Список источников:
- Балаховский А.А., Тимошев Р.М. Методологическая культура субъекта научной деятельности: теория и практика формирования // Армия и общество. 2012. № 1(29). С. 23-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19431455
- Галагузова М.А. Диссертационные исследования по педагогике: вопросы и ответы. — Екатеринбург: СВ-96, 2011. — 256 с.
- Дороничева Р.М. Методологическая культура и аспекты обучения / Р.М. Дороничева, Г.А. Иващенко // Аспекты и тенденции педагогической науки: матер. IV Междунар. науч. конф. — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 4-9.
- Егорычев А.М., Ивоева А.В. Деонтологическая культура специалистов по работе с молодежью как важная профессиональная проблема высшей школы // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2019. Т. 18, № 2 (151). С. 132-139. EDN: UILMNN, DOI: 10.17922/2071-5323-2019-18-2-132-139
- Егорычев А.М. Отечественная социальная педагогика как наука, отрасль знания и социальная практика // Педагогическое образование и наука. 2015. № 2. С. 55-62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24036570
- Ермолаева С.А. Проблема взаимосвязи развития методологических подходов в совершенствовании понятийного аппарата педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: колл. монография / отв. ред. М.А. Галагузова, В.М. Полонский. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. — С. 124-135. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42879778
- Климов А.Ю. История создания «Положения о производстве в ученые степени» в России (1814–1817): монография. — Краснодар: Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2007. — 280 с.
- Бережнова Е.В., Скударева Г.Н. Методология педагогики в структуре новых стандартов и образовательных программ (бакалавриат, магистратура) // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 4 (40). С. 7-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42318492
- Липский И.А. Методологические риски развития социальной педагогики // Педагогика. 2009. № 3. С. 24-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12609789
- Мардахаев Л.В. О методологии диссертационного исследования // «Alma mater» (Вестник высшей школы). 2007. № 6. С. 28-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18041810
- Мардахаев Л.В. Диссертация и диссертационная деятельность соискателя // ЦИТИСЭ. 2016. № 5(9). С. 31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=2813147
- Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: колл. моногр. / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова и др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: РГСУ, 2019. — С. 9-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41222164
- Бережнова Е.В., Петрова Л.А. Основные функции обращения к практике в прикладном педагогическом исследовании // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12, № 2 (46). С. 12-19. EDN: XWGGRB, DOI: 10.51609/2079-3499_2021_12_02_12
- Аксютина З.А. Цели педагогических исследований // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 2 (31). С. 148-152. EDN: JZBPGS, DOI: 10.36809/2309-9380-2021-31-148-152
- Фоминых Н.Ю. Об инновационных подходах к научно-педагогическому исследованию // Современное педагогическое образование. 2021. № 5. С. 21-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46206786
Библиографическая ссылка: Мардахаев Л.В. Методологическая культура исследователя // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 154-166. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.13