ISSN 2409-7616

Джагаева Т.Е., Тибилова И.Д.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.10

Джагаева Т.Е.1 (Владикавказ, Россия) — djagaeva_tatiana@mail.ru, Тибилова И.Д.2 (Цхинвал, Республика Южная Осетия) — alsigur@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

2Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова

Аннотация. Статья посвящена исследования педагогических основ формирования творческого мышления студентов – будущих специалистов, развитию у них готовности и способности к решению нестандартных профессиональных задач, умений и навыков к креативной мыслительной деятельности как ведущих направлений общей профессиональной подготовки студентов в условиях современного стремительно развивающегося общества. Значимость творческих способностей в профессиональном становлении очевидна, поскольку обеспечение современного специалиста комплексом универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для активной творческой деятельности в любой сфере, является приоритетным направлением модернизации высшего образования. Авторами статьи доказывается тезис о том, что основной задачей в процессе формирования творческого мышления студентов выступают: воспитание личности студента – будущего специалиста, его готовность реагировать на трансформации в области профессиональной деятельности; высокий уровень сформированности профессиональной и социальной мобильности; развитие способности к научно-исследовательской деятельности, которая проявляется в творческом подходе к решению любых профессиональных задач и характеризуется способностью адаптироваться к знаниям и особенностям обучающихся. Творческие способности, творческое мышление студентов всегда опираются на универсальные и профессиональные компетенции, имеющийся практический опыт, зарождаются в процессе овладения необходимыми правилами, алгоритмами, включают ряд необходимых звеньев образовательного процесса, но совмещаются и взаимодействуют эти компоненты по-разному, в зависимости от деятельности участников образовательного процесса, а также с позиции их применения для формирования и развития личностных результатов обучающихся. Успешность реализации инновационных творческих идей и замыслов всегда связана с конструированием всей логической цепочки проекта предстоящего учебно-воспитательного процесса с учетом новых информационных ресурсов и образовательных сервисов.

Ключевые слова: высшее образование, творческое мышление, творческие способности студентов, мыслительная деятельность, формирование творческих способностей.

Список источников:

  1. Бозоров А.А. Закономерности развития профессиональной самореализации личности // Наука и образование сегодня. 2019. № 3 (38). С. 107-109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37038844
  2. Бородина Т.Ф. Формирование творческого мышления будущих учителей как проблема профессионального образования // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 53-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42326426
  3. Вяткин В.В. Профессиональное самоотношение личности // Студенческий вестник. 2021. № 41-1 (186). С. 51-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47273287
  4. Гулухиди В.И. Информационные технологии как средства повышения эффективности занятий по физической культуре и спорту в вузе // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 475-482. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49134238
  5. Давыденкова А.Г., Карцева А.А., Шабалина А.Е. Профессиональная социализация студента: ценностный подход // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 98-110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50147736
  6. Дульчаева И.Л. Развитие творческого компонента специальных компетенций будущих педагогов профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30476241
  7. Ерина И.А., Передерий С.Н. Профессиональная подготовка студентов психологов в условиях вуза: мотивационно-ценностные ориентации // ЦИТИСЭ. 2021. № 1 (27). С. 495-505. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45645459
  8. Казанцева Л.А., Красильников В.И., Казанцев С.Я. Профессиональная адаптация как результат профессиональной ориентации // Международный журнал конституционного и государственного права. 2022. № 1. С. 29-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48612540
  9. Козырева Г.Б., Морозова Т.В., Белая Р.В. Успешный человек, общество и гражданская активность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 10 (391). С. 1800-1816. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44061211
  10. Кустова Е.И. Социально-психологические качества личности студентов, влияющие на будущую профессиональную успешность // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 3. № 2. С. 57-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24814936
  11. Ларина Ю.С., Борисова О.В. Профессиональная и социально-психологическая адаптация персонала // Вестник ГГУ. 2020. № 2. С. 76-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46126257
  12. Латипова А.Ф. Профессиональная адаптация молодых специалистов в системе образования // Молодой ученый. 2022. № 24 (419). С. 372-374. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48733387
  13. Махмудова Ф.А. Профессиональная адаптация молодого учителя как педагогическая проблема // Казанский педагогический журнал. 2009. № 9-10 (75-76). С. 19-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13039646
  14. Новоселова Г.А., Фоменко Е.Г., Колькина Е.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. С. 24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41258122
  15. Петрина С.Н., Семенова М.А. Творческое воспитание студентов // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2023. № 1. С. 166-172. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50370925
  16. Халилов Б.Р., Мухамадеев И.Г. В центре внимания – творческие способности студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2. С. 169. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26230621

Библиографическая ссылка: Джагаева Т.Е., Тибилова И.Д. Формирование творческого мышления студентов как условие успешной профессиональной адаптации // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 125-132. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.10