ISSN 2409-7616

Лихачева О.Н., Тымчук Е.В.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.40

Лихачева О.Н.1 (Краснодар, Россия) — olga-lihacheva@rambler.ru, Тымчук Е.В.2 (Краснодар, Россия) — temlina@rambler.ru

1Академия ИМСИТ

2Кубанский государственный технологический университет

Аннотация. Современное российское общество за последние несколько десятилетий было существенно трансформировано, и отметим, что некоторые изменения коснулись фундаментальных ценностей, а точнее, произошло их частичное или полное исключение из жизни в современном контексте. Исчезло уважение к старшим, нормы этикета более не являются определяющими, русский язык захламляется ненужными заимствованиями, которые приводят к снижению статуса государственного языка, утрачено желание учиться большинством молодежи, патриотическое самосознание превратилось в рудимент, а вместо вечных ценностей пришли европейские, вызывающие настороженность и недоумение. На протяжении определенного количества лет нам внушали, что все наше подлежит жесткой критике, а все западное, безусловно, является качественным, нужным и эффективным. Выросло целое поколение молодежи, которое лишено чувства патриотизма, гордости за свою страну. В данном контексте воспитание патриотического духа, самосознания является жизненно важным, если мы хотим сохранить свою идентичность, культуру, язык, правильно понимать историю, иметь активную жизненную позицию в настоящем и впоследствии не допускать ошибок, которые могут дорого стоить последующим поколениям. Актуальность работы заключается в настоятельной необходимости формирования патриотического самосознания, в том числе и средствами иностранного языка в современных реалиях. Предметом исследования является патриотическое воспитание школьников на современном этапе. Объектом исследования является английский язык и его потенциальные возможности для воспитания патриотизма в современной школе. Работа может быть рекомендована преподавателям иностранных языков, аспирантам, студентам педагогических направлений и всем заинтересованным в патриотическом воспитании специалистам.

Ключевые слова: воспитание, патриотическое самосознание, развитие, региональный компонент, страноведение, российские реалии, гражданская позиция.

Список источников:

  1. Татаринцева Н.Е. Педагогическое проектирование: история, методология, организационно–методическая система: монография. — Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2019. — 150 с.
  2. Царенкова Ю.В. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка. Открытый урок. 2008. [Электронный ресурс]. URL: https://urok-1sept-ru.turbopages.org/turbo/urok.1sept.ru/s/articles/506871  (Дата обращения: 04.02.2023)
  3. Шестаков Ю.А., Павлов Д.А. Патриотическое воспитание в постсоветской России в ракурсе нормотворчества // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика, Политика. 2016. № 3. С.59-65. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26726967
  4. Веремчук А.С. О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. №2. С. 34-38; URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42897036
  5. Лихачева О.Н. Некоторые особенности современного подхода при обучении студентов неязыковых вузов иностранному языку в свете коммуникативной компетенции // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2016. № 3. С.138-143.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25793643
  6. Лихачева О.Н. К вопросу о формировании и развитии дискурсивной компетенции студентов неязыковых вузов на занятиях по иностранному языку // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2017. № 1. С.97-104URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29953561
  7. Белякова Е.Г. Захарова И.Г. Взаимодействие студентов ВУЗа с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды // Образование и наука. 2019. Т.21, №3. С.77-105. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=37312421
  8. Бырдина О.Н., Юринова Е.А., Долженко С.Г. Формирование иноязычной профессионально – коммуникативной компетенции у студентов педагогического ВУЗа посредством CLIL // Образование и наука. 2020. Т.22, №7. С.71-100. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=43898804 
  9. Шилович О.Б. Особенности обучения гуманитарным дисциплинам в дистанционном контексте // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2020. № 2. С.118-125. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43021685
  10. Шилович О.Б. Особенности педагогического взаимодействия в рамках современного технического вуза // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2020. № 2. С.126-133 URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43021686
  11. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: учебное пособие. — М.: Либроком, 2020. — 334 с.
  12. Петров И.Ф. Потребностное содержание личности: взаимосвязь и взаимообусловленность // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. №2 (50). С.167-175. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17760250
  13. Петрова С.И. Актуальные проблемы изучения социальной среды // Вестник ИМСИТ. 2017. №1 (69). С. 21-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29028298
  14. Афанасьева И.В. Закономерности организации и методология структурирования учебно-познавательного процесса в условиях высшего образования // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. Т.4, № 3. С.53-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47888201
  15. Нечаев М.П. Теоретические концепции воспитания в развитии воспитательного потенциала образовательной среды // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. Т.4, № 2. С.19-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=4640888

Библиографическая ссылка: Лихачева О.Н., Тымчук Е.В. Воспитание патриотического самосознания на занятиях по иностранному языку // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 471-480. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.40